ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

92 занимательно и чтобы его душевные силы были в самых выгодных усло- виях. Для эффективности реализации предлагаемых условий необходимо избегать двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, а иногда и лучше учителя. Л. Н. Толстой предлагал избегать непонятных понятий, сложных понятий и т. д. В своей педагогической деятельности Толстой опирался на ряд условий, которые в настоящее время используются в педагогике до- полнительного образования. Он отмечал, что необходимо создавать наи- выгоднейшие условия для ученика, для этого, по его мнению, надо: не привлекать непривычных предметов и лиц там, где он учится; не создавать ситуаций, в которых бы ученик стыдился учителя и товарищей, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение; не организовывать занятия таким образом, чтобы урок был не слишком легок и не слишком труден, необходимо соизмерять трудности и возможности учеников [9, с. 291]. В современном образовательном пространстве по-нашему мнению наиболее важными педагогическими условиями являются такие условия, которые способствуют самовоспитанию и саморазвитию ребенка. Первое, на наш взгляд важнейшее условие – высокая самооценка, создание у ре- бенка достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребенок должен знать, по выражению В. А. Сухомлинского, «вкус успеха». Второе – создание соответствующего психологического климата в семье и на занятиях. Для достижения творческих результатов детей, педагог должен соб- людать по крайней мере два условия: во-первых, постоянно поддерживать у ребенка желание приобщаться к миру человеческой культуры, укреплять и расширять его «хочу»; во-вторых, передавать ему средства и способы, необходимые для такого приобщения, чтобы усиливать его «могу» [3]. В организации учебно-образовательного процесса предлагается сочетание двух направлений. К первому относится создание предметных условий для развития самоценных форм активности учащихся, т. е. составление та- ких развивающих заданий, которые приведут их самостоятельному фанта- зированию, открытию, приобретению нового опыта, «полету мысли и фан- тазии». Второе направление – создание коммуникативных условий для поддержки самоценной активности учащихся. Итак, анализируя педагогические условия, предлагаемые Л. Н. Толстым и современной педагогикой (дополнительного образования), необходимо от- метить, что все они направлены на развитие индивидуальности, на формиро- вание самооценки, на создание атмосферы доброжелательности, равноправия и равноценности свободного выбора, на воспитание творческой личности. Таким образом, педагогические взгляды Л. Н. Толстого на взаимодей- ствие учитель-ученик являются актуальными и в современной педагогике, которая опирается на основные идеи и положения педагогической дея- тельности русского педагога.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=