ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

91 способ преподавания удобней для учителя, тем он неудобней для учени- ков. Только тот образ преподавания, по представлению Толстого, верен, которым довольны ученики [9, с. 154]. Нужно отметить, что педагогическая деятельность в среде дополни- тельного образования отличается особой гибкостью, мобильностью, нерег- ламентируемостью, так как эта деятельность максимально приближена к человеку, и строить ее равнодушно, формально нельзя. Надо понимать, что педагог, прежде всего, имеет дело с интересом ребенка, его доброволь- ным выбором какой-либо деятельности, но освоение этой деятельности не может произойти автоматически, стихийно, «само по себе» и вне ощущения радости, счастья и уверенности в своих силах. Так, А. С. Макаренко отме- чал, что чувство радости является истинным стимулом человеческой жизни, но еще более значима для человека – «завтрашняя радость...» [6, с. 258]. Эту же мысль подчеркивал А. Ш. Амонашвили, который считал, что «детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким не- удачам, а к первым успехам» [1, с. 194]. В педагогике существуют различные понимания роли и функции учи- теля, так для педагогики Руссо учитель – только сторож и охранник ребен- ка от порчи и дурных влияний. В педагогике Л. Н. Толстого учитель не- пременно человек добродетельный, который личным примером заражал бы ребенка. По его мнению, Л. С. Выготского, «важно вызвать у ученика собственное воодушевление, и не столь важно научить известному количе- ству знаний, как воспитать умение приобретать эти знания и пользоваться ими. Может бать много типов учителей, но истинный учитель всегда оди- наков, это тот учитель, который строит воспитательную работу не на вдох- новении, а на научном знании» [4, с. 253]. Если сравнить цель и задачи в народной школе Л. Н. Толстого и до- полнительного образования, то мы увидим много общего. Так целью народ- ной школы является воспитание творческой, нравственной личности, тогда как в дополнительном образовании – это развитие мотивации к познанию и творчеству. Основная задача обучения и воспитания в народной школе – это формирование творческого мышления и нравственного самосознания, а в до- полнительном образовании – обеспечение условий для личного развития, формирование установки на творчество, выявление талантов, создание усло- вий для развития одаренных детей; организация совместной деятельности де- тей и взрослых, в результате которой решаются вопросы формирования об- щей культуры и духовного образа жизни. Таким образом, анализируя сущ- ность педагогики в условиях дополнительного образования, мы видим, что она опирается на основные тенденции педагогики Л. Н. Толстого. Для того чтобы ученик учился хорошо и с охотой, Л. Н. Толстой пред- лагал так организовывать учебный процесс, чтобы ученику было понятно и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=