ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

90 лей, результатов, в решении всеми участниками задач, проблем, имеющих значение для всех [8]. Взаимодействие – это не только отношения участ- ников совместной деятельности, но и связанное с ним общение людей друг с другом [6]. Педагог дополнительного образования не «воздействует», а передает способы, на основе которых можно вывести собственное реше- ние; не единолично «ставит цели» и разрабатывает способы их реализации, а создает условия для принятия этих целей и способов детьми; не «оцени- вает», а формирует у каждого способность к самооценке – именно так ви- дят роль педагога Л. Г. Логинова и Е. Б. Евладова [5]. На характер личностных отношений между педагогом и ребенком влияет признание права на свободный выбор. Нужно отметить, что прин- цип педагогической деятельности в дополнительном образовании включа- ет в себя интеграцию двух процессов. Во-первых, это обеспечение защи- ты ребенка от подавления, угнетения, от оскорбления его достоинства, в том числе и от собственных комплексов. Во-вторых, это создание условий, максимально благоприятных для творческой самореализации. Л. Н. Толстой в своих педагогических трудах неоднократно обращал- ся к термину «любовь», который он использовал для характеристики ново- го, демократического и альтруистического стиля общения учителей и уча- щихся. В «Общих замечаниях для учителя» [9] Л. Н. Толстой применял его для характеристики ведущего качества личности преподавателя: «качество это есть любовь. Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель» [9, с. 292]. По известному выражению К. Д. Ушинского, педагогическая деятель- ность есть один из видов практического искусства, т.е. творчества. Творче- ский характер обусловлен многими обстоятельствами: постоянным обнов- лением учебных программ, проявлением новых педагогических идей, ме- тодик, совершенствованием форм обучения. Более того, творчество педа- гога проистекает из соединения уникальности его индивидуальных качеств с педагогической деятельностью. «Творчество всегда оставляет след инди- вида на своем продукте, но этот продукт – не сам индивид или его мате- риалы, а результат отношений между ними» [7, с. 125]. В учреждениях до- полнительного образования детей творческий подход стимулируется пра- вом свободного выбора ритма, уровня, результата образовательной дея- тельности, поэтому творчество – это неотъемлемая часть педагогической деятельности. Творчество – необходимое условие становления самого пе- дагога, его самопознания, развития и раскрытия как личности. Творчество, развивая способности, формирует педагогическую талантливость учителя. Учитель, по мнению Л. Н. Толстого всегда невольно стремится к то- му, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=