ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

89 ется личностный подход. Автор обосновывает направленность воспита- тельно-образовательного процесса во благо личности. Остальные принци- пы (природосообразность воспитания, свобода развития личности, учет влияния среды), с его точки зрения, носят подчиненный характер, высту- пая средством и условием достижения главной цели. В качестве фактора самореализации личности Вентцель определяет свободу, отмечая, что ка- ждый человек имеет право на свободу выбора и достижения личных жиз- ненных целей. Вентцель определяет свободу как уникальное качество в создании образовательной системы, способом проверки ее истинности. Он трактует воспитание не как воздействие, а как помощь, как содействие в самоопределении. По мнению Л. Н. Толстого, человек живет только затем, чтобы прояв- лять свою индивидуальность, но при этом он отмечал, что существующие методы воспитания стирают индивидуальность каждого ребенка [9, с. 450]. Дополнительное образование, в аспекте современного образовательного пространства есть сфера развития индивидуальных качеств ребенка, соотно- симых с творчеством и способностями личности. Поэтому в основе деятель- ности педагога дополнительного образования лежит принцип педагогиче- ской поддержки. Данный принцип возникает из реальных проблем ребенка, связанных в первую очередь с его самореализацией. Педагог именно помога- ет ребенку осознать, сформулировать, уточнить свои цели, желания, трудно- сти и проблемы, а не воздействует на него с позиции взрослого человека. Деятельность педагога, в основе которого лежит принцип педагогиче- ской поддержки имеет ряд особенностей – она способствует созданию ус- ловий для осознания ребенком собственного опыта; обеспечивает условия, при которых ребенок имеет возможность осваивать сущность, стратегию самостоятельного выбора; содействует созданию условий для реабилита- ции и самореабилитации ребенка в ситуациях, когда эмоциональный дис- комфорт превышает возможности ребенка к творческой деятельности. Педагогическая поддержка не столько выстраивается как видимая, ис- кусственная деятельность, которая требует неестественных специальных форм общения, сколько органично вплетается в спонтанность, самостоя- тельность, непредсказуемость, фантазийность – в то, что является органи- кой детского мироощущения. Опираясь на педагогические идеи Л. Н. Толстого, который стремился к тому, чтобы создать в своей школе атмосферу естественных отношений между учителями и учениками, обстановку деятельности и творческой ра- боты учителей, пытливого изучения детьми необходимых им знаний, в ус- ловиях дополнительного образования одним из основных принципов орга- низации учебно-воспитательного процесса является принцип взаимодейст- вия и педагогической поддержки. В педагогической литературе понятие «взаимодействие» рассматрива- ется как согласованная деятельность людей в достижении совместных це-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=