ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

88 С. А. Коновалова Екатеринбург, Россия ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л. Н. ТОЛСТОГО НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК Л. Н. Толстой в своей педагогике предлагал новый тип общения меж- ду учителями и учащимися, который, по его мнению, являлся бы эффек- тивным условием всего учебно-воспитательного процесса. Весь процесс обучения и воспитания Л. Н. Толстой организовывал, основываясь одним из главных принципов – принципом свободы. Новая школа может быть создана только тогда, указывал Л. Н. Толстой, когда учителя откажутся «от старого взгляда на школу, как на дисциплинированную роту солдат, кото- рой нынче командует один, завтра другой поручик» [9, с. 156]. В условиях дополнительного образования одним из главных принци- пов организации учебно-воспитательного процесса и педагогической дея- тельности является так же принцип свободы. В ряду специфических харак- теристик системы дополнительного образования детей ключевое значение имеют «право свободного выбора» и «взаимодействие педагога и ребенка» как соподчиненные педагогические принципы и явления. Именно призна- ние прав ребенка на добровольный выбор существенно влияет на характер личностных отношений между педагогом и учеником в дополнительном образовании. В отличие от общеобразовательных учреждений, где отно- шения «учитель-ученик», «учитель-класс» определяются функциями педа- гогической деятельности по воздействию и управлению процессами обу- чения и воспитания, в условиях дополнительного образования детей отно- шения «учитель – ученик», «учитель – группа» направлены на процесс индивидуализации личности растущего человека. Поэтому у педагога до- полнительного образования иные функции и роль в образовательном про- цессе, соответственно иные методы совместной деятельности и общения, мотивы и стиль взаимодействия. Впервые этот принцип свободы в усло- виях дополнительного образования осуществляется, когда ребенок сам по своему выбору приходит в то или иное учреждение дополнительного обра- зования, выбирает направление, интересующий его вид деятельности, кру- жок или объединение. На выбор ребенка оказывает влияние ряд субъек- тивных и объективных факторов. К объективным факторам можно отнести время занятий, помещение, известность коллектива или кружка, к субъек- тивным – личный интерес ребенка, личность педагога-руководителя, вы- бор, сделанный другом, влияние семьи. К наиболее значимым факторам, на наш взгляд, можно отнести интерес ребенка, личность педагога, из- вестность коллектива, влияние семьи. В аспекте свободного воспитания творческой личности интересна концепция К. Н. Вентцеля [2]. В ней системообразующим элементом явля-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=