ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

80 А. С. Кондратьев Липецк, Россия ХРИСТИАНСКАЯ АКСИОЛОГИЯ В ТВОРЧЕСКОМ СОЗНАНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО ЭПОХИ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Духовные искания Толстого в XX веке остаются вне поля зрения со- временного литературоведения, так что углубление представлений о вос- приятии Толстым, мыслителем и художником, событий первой русской революции с учетом обновленного историко-литературного контекста ста- вит вопрос о соотнесенности творческой индивидуальности писателя с укорененным в толстоведении мифом о нем как о «зеркале русской рево- люции». Последним фундаментальным и концептуальным исследованием на данном направлении стала кандидатская диссертация Е. П. Барышни- кова «Проблематика и поэтика прозы Л. Н. Толстого начала XX века» (М., 1967), однако в ней не были разрешены спорные проблемы теории двух Толстых, и поэтому статья В. Б. Ремизова «Достойно ли мы относим- ся к наследию гения?», посвященная размышлениям над остающейся не- зыблемой стеной непонимания вокруг Толстого, ведь автор обратил вни- мание на то, что для Толстого «рядом с властью тьмы всегда горел свет веры в неистребимость христианской сущности мужицкого рая» 1 , была своевременной и актуальной. Определяя место Толстого в духовной культуре и истории России на- чала XX века, ознаменованного событиями первой революции, мы по- прежнему руководствуемся ленинскими положениями, сводящимися к ут- верждению, что писатель «отразил накипевшую ненависть, созревшее стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого,– и незрелость мечтательности, политической невоспитанности, революционной мягкоте- лости» 2 . Как ни парадоксально, но феномен революционности творчества Толстого актуализировало не только советское литературоведение, но и церковное богословие, что само по себе показательно для уяснения несо- стоятельности декларируемых идейными противниками установок. Так, арх. Иоанн Сан-Францисский (Д. А. Шаховской) главу о Толстом в своей книге «К истории русской интеллигенции» назвал однозначно – «Револю- ция Толстого». В ней писатель противопоставляется духовной традиции русской культуры, православной по своим истокам и содержанию, и сбли- жается с революционным движением. Апелляция религиозного просвети- теля и писателя в опыте развенчания яснополянского мудреца к Ленину, 1 Советская Россия.– 1990.– № 266.– С. 4. Она была резко отвергнута вместе с другими немногочислен- ными публикациями о необходимости вдумчивого прочтения Толстого без оглядки на вресловутый ме- тодологический базис марксистско-ленинского литературоведения (См. об этом: Горбунов В. В. Ленин, Толстой и другие // Вопросы истории КПСС.– 1991.– № 4.– С. 110–118). 2 Ленин В. И. Полн. собр. соч.– Изд. 5-е.– Т. 17.– М., 1980.– С. 212.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=