ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
8 развития всех личных способностей, то слово социализм не имело бы ни- какого смысла», и поэтому «социалистическое общество должно быть об- ществом солидарных личностей, связанных сознательной готовностью по- жертвовать собой личным наслаждением для общего блага» 1 . Показатель- но, что если в христианской традиции категории права и Благодати проти- вопоставлены друг другу, то в границах провозглашаемой П. Л. Лавровым религиозности они сближаются, в результате чего появляется такой эвфе- мизм, как «нравственное право», которое регламентируется стремлением человека к «высшему развитию всех личных качеств», поэтому нравствен- ное переходит в разряд полезного и помещается в совершенно особен- ный – атеистический – контекст понимания, а «при таком подходе секуля- ризация сакрального не может пониматься иначе, как профанация духов- ного измерения в целом, как такое «упрощение», при котором принципи- ально двуплановый мир деградирует в направлении отказа от «незримого», «невыразимого», в конечном же итоге – от духовного спасения к иллюзор- ной земной прагматике» 2 . Поэтому и жертва человеком своей жизни осоз- нается не в свете христианского предназначения одухотворенной лично- сти, проявляющегося, по Толстому, в «готовности полной жертвы всем во имя того, что считается религиозной истиной (курсив наш.– М. Б .)» (36; 337), но понимается как необходимость в акте совершения насилия, усло- вия необходимости которого, как признает П. Л. Лавров, лежат вне нравст- венной оценки, ибо «эта борьба не есть еще царство нравственных начал, но лишь неизбежное условие торжества этого царства» 3 . Толстой же в письме к Стасову от 17 октября 1905 г. указывает на свое несогласие с подобным мировоззрением: «<…>на всякие же насилия и убийства, с ка- кой бы стороны ни происходили, смотрю с омерзением» (76; 89), что под- черкивает антиномичность его мировоззрения революционному. Это и бы- ло подмечено П. Л. Лавровым в статье «Старые вопросы (учение графа Л. Н. Толстого)», в которой он указывает на то, что его учение является «религиозным эгоизмом», и в качестве примера приводит социалистов, создающих антиевангелие , моделируя тем самым новую историю, в кото- рой борьба и насилие есть подвиг: «<…> убежденные социалисты давно уже ценою своего личного счастья разносят евангелие (курсив наш.– М. Б .) солидарности трудящихся во все концы мира <…> социалисты- революционеры ценою своей жизни готовят оживление разъединенных костей капиталистического поля смерти (курсив наш.– М. Б .)» 4 . Данные положения свидетельствуют о том, что полученные выводы отвечают лишь избранной исследовательской аксиологии, но вряд ли имеют науч- ную значимость, поскольку еще в 1905 г. Толстой в письме к Черткову пи- 1 Лавров П. Л. Указ. соч.– С. 381, 368, 377. 2 Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности.– М., 2004.– С. 126–127. 3 Лавров П. Л. Указ. соч.– С. 492. 4 Там же.– С. 371.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=