ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
76 Демократический гуманизм Толстого – фактор, определяющий един- ство его мировоззрения и творчества. Вот положения, являющиеся фунда- ментом для Толстого – художника и идеолога: «На уровне межнациональ- ных отношений это страстное отрицание войны и вражды между народа- ми. На уровне межличностных отношений это призыв к единению и брат- ству людей. На уровне отдельной личности это утверждение бесконечной способности человека к совершенствованию. Эти идеи образуют основу мировоззрения Толстого, они много раз им высказывались в статьях и трактатах. И эти же идеи, в художественной форме, органически входят в его творчество – с самого начала» (9). Подчас прокламация идеалов свободы, равенства, братства носит у Толстого декларативный характер. Но в данном случае важна апелляция к «вечным ценностям», потому что таким образом писатель «задает мас- штаб для оценки социальных явлений эпохи. Он дает художнику высоту точки зрения, необходимую для его острейшей социальной критики. Толс- той не мог привести человечество в царство свободы и равенства. Но он мог подрывать основы царства несправедливости. И делал это с великой художественной мощью не только в «Воскресении» или «Власти тьмы», но и в своих публицистических работах» (10). Собственное понимание роли художника в обществе Толстой излага- ет, в том числе, в повести «Альберт» (1858). Объясняя Н. А. Некрасову ее жанровую специфику, Толстой настаивает: «Это не повесть описательная, а исключительная, которая по своему смыслу вся должна стоять на психо- логических и лирических местах и потому не должна и не может нравиться большинству, в этом нет сомнения; но в какой степени исполнена задача, это другой вопрос» (60, 243). В повести, как впоследствии станет «общим правилом» в поэтике Толс- того,– три временных уровня: реально-историческое время (время изобра- жаемых событий); время автора; художественное время. Последнее по от- ношению к первым двум субъективно (создается автором). Реально- историческое время и время автора входят в художественное время, опре- деляют его сущность. Герой наделен талантом владения «истиной искусства». По Толстому, подобное явление – «величайшее проявление могущества в человеке. /…/ Лишь искусство поднимает избранника на такую высоту, на которой голо- ва кружится и трудно удержаться здравым» (5, 50). Один из кульминаци- онных эпизодов повести – сцена игры Альберта на «петербургском бали- ке»: «В комнате пронесся чистый, стройный звук, и сделалось совершен- ное молчание. Звуки темы свободно, изящно полились вслед за первым, каким-то неожиданно ясным и успокоительным светом вдруг озаряя внут- ренний мир каждого слушателя. Ни один ложный или неумеренный звук не нарушил покорности внимающего, все звуки были ясны, изящны и зна- чительны. Все молча, с трепетом надежды, следили за развитием их. Из со-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=