ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

71 В. С. Камышев Тула, Россия Л. Н. ТОЛСТОЙ – ХУДОЖНИК И ИДЕОЛОГ Размышляя о роли художника в социуме, Т. Манн в статье «Задача писателя» (1947) заявляет: «… задача писателя сегодня состоит в том же, в чем она состояла всегда, а именно – быть судьей и стимулятором жизни. Когда время совращает отчаяться, сдаться, впасть в апатию, пусть он сво- им духовным трудом подает пример энергии, несгибаемости, внутренней свободы, мужества действовать. Пусть это будет особенно обязанностью немецкого писателя, и все-таки пусть он не понимает свою задачу слиш- ком национально. Национально характерное, если оно невольно, если в нем нет нарочитости и крикливости, если оно существует и действует, остается очарованием, живописной ценностью, но оно уже не ценность первого ранга. На только национальном ни в коем отношении уже далеко не уедешь. Нужна такая духовность, которая представляет европейскую традицию в целом» (1). Изначально Толстой ставит перед собой задачу быть полезным для людей вообще, но в особенной степени – для «людей России». Так, раз- мышляя над ходом севастопольской эпопеи, он записывает: «… больше, чем прежде, убедился, что Россия или должна пасть, или совершенно пре- образоваться» (2). В начале творческого пути писатель переживает кризис, разлад со своей социальной средой, завершившийся разрывом, о котором идет речь в «Исповеди» (1879–1882): «Я отрекся от жизни нашего круга, при- знав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в котором мы живем, лишают нас возможности понимать жизнь и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, паразитов жизни, а жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь…» (23, 47). Простолюдин близок Толстому своей цельностью, «слиянностью» с природой; простой народ «много выше нас стоит своей исполненной тру- дов и лишений жизнью»; поэтому «как-то нехорошо нашему брату искать и описывать в нем дурное» (46, 184). Именно поэтому, убежден Толстой, предметом искусства должен стать «настоящий русский мужицкий народ, …не тот народ, который побеждал Наполеона, завоевывал и подчинял себе другие народы, не тот, который, к несчастью, так скоро научился делать и машины, и железные дороги, и революции, и парламенты со всеми воз- можными подразделениями партий и направлений, а тот смиренный, тру- довой, христианский, кроткий, терпеливый народ, который вырастил и держит на своих плечах всё то, что теперь так мучает и старательно раз- вращает его» (37, 273).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=