ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
70 Этот визг не был странен, так как он был проявлением чувства Ната- ши и одновременно проявлением состояния самой природы. В то время она не стыдилась именно потому, что тогда она сливалась с природой и олицетворяла ее своим визгом. «Своим воздействием постоянно Наташа отрывает людей от того лож- ного, с чем они связаны, и постоянно она помогает, не зная о том, объеди- нению на какой-то иной широкой основе, постоянно такое объединение творит» 1 . Можно сказать, что эта основа – именно природа, с которой На- таша находилась рядом, которая проникла в нее во время охоты и с кото- рой она объединилась в визге. Такое чувство органического единства с миром в принципе свойственно положительным героям Толстого. Так, в «Анне Карениной» в известной сцене косьбы Константин Левин также испытывает счастье единения с окружающим миром. Для Толстого все, что разрушало сопряжение между людьми и гармо- нию человека с вселенной, являлось насилием и всегда изображено как на- чало, разрушающее подлинную человечность. Не случайно и сам он ста- рался вести крестьянский образ жизни, в чем отражается его желание при- близиться к природе. Жизненный и творческий пути Толстого всегда вели к гармонии со вселенной и были направлены против начала разрыва, то есть насилия. 1 Бочаров С. Г. Мир в «Войне и мире» // Вопросы литературы.– 1970.– № 8.– С. 87.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=