ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

69 кровенный внутренний мир, и тем самым совершают насилие над челове- ческой душой. Толстой всю жизнь осуждал насилие только с той разницей, что до кризиса – насилие над истинной жизнью, а на закате жизни – наси- лие и войну в буквальном смысле. В «Воскресении» изображено систематическое насилие общества. Катюша Маслова опустилась до образа, в котором она появилась в нача- ле романа, стала именно такой не только из-за Нехлюдова, но и общест- венной системы с ложными ценностями Нехлюдов, который жил ис- кусственной жизнью, сталкивался со злом общества в процессе попыток спасения Масловой и видел пучину жизни под мостом. В конце романа душа Нехлюдова, видимо, освобождается от насильственной власти лож- ных ценностей. В повести «Смерть Ивана Ильича» рассказывается о поверхностной жизни, которую вел герой до наступления болезни. Он, сам не зная об этом, совершал насилие над истинной жизнью. А истинные ценности он постиг только незадолго до смерти. Вспоминая прошлое, он страдал от мысли о ничтожестве существования, которое он вел: «Так что ж это? За- чем? Не может быть. Не может быть, чтоб так бессмысленна, гадка была жизнь? А если точно она так гадка и бессмысленна была, так зачем же умирать и умирать страдая? Что-нибудь не так» (26, 107). В творчестве Толстого суть философии мира и ненасилия отражается в идее гармонии с вселенной. Насилие не только над людьми, но и над жизнью противопоставлено закону вселенной, и Толстой, безусловно, от- рицательно относится к нему. В его произведениях положительные персо- нажи всегда описываются в гармонии с природой. В сцене охоты в «Войне и мире», где Наташа убеждена, что нельзя не ехать на охоту, проявляется ее единение с природой. «Люди с каким-то восторгом чувствуют, что в их жизнь вошла необ- ходимость, которой радостно подчиниться, ибо она диктуется, кажется, самим состоянием природы: такое утро, что нельзя не ехать» 1 . Наташа не только чувствует, что в ее жизнь вошла необходимость, но и сама она слилась с этой необходимостью и с природой. Она необыкно- венно близка к этой природной необходимости. Поэтому она легко слива- ется с природой и сама становится необходимостью. Яркие переживания Наташи в момент ее слияния с природой автор выражает ее визгом. «В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разгово- ром. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время» (10, 261–262). 1 Бочаров С. Г. Мир в «Войне и мире» // Вопросы литературы.– 1970.– № 8.– С. 21.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=