ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
68 дей к жизни. Увидев Наташу, князь Андрей почувствовал потребность жить вместе с другими людьми, а не обособленной жизнью. Согласно Толс- тому, ощущение полноты жизни устраняет возможность войны и насилия. В плену Пьеру стало смешно, что можно заключить человека, у кото- рого «бессмертная душа». «Вдруг он захохотал своим толстым, добродуш- ным смехом так громко, что с разных сторон с удивлением оглянулись лю- ди на этот странный, очевидно, одинокий смех. Ха, ха, ха! – смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: – Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня – мою бессмертную душу!» (12, 105–106). Здесь Пьер постиг сущность войны и насилия, которая заключается в стремлении сковать вечный и безграничный внутренний мир сиюминут- ными ограниченными внешними условиями. Люди ведут войну или прибе- гают к насилию, только когда боятся силы бессмертного внутренного ми- ра. Они боятся лицом к лицу стоять со своим внутренним миром, то есть смотреть прямо в лицо жизни. Война и насилие являются средствами, за- слоняющими задушевный мир и таким образом предохраняющими от столкновения с истинной жизнью. Муж героини из романа «Анна Каренина» также старается избегать столкновения с жизнью. «Алексей Александрович стоял лицом к лицу пред жизнью, пред возможностью любви в его жене к кому-нибудь кроме его, и это-то казалось ему очень бестолковым и непонятным, потому что это была сама жизнь. Всю жизнь свою Алексей Александрович прожил и проработал в сферах служебных, имеющих дело с отражениями жизни. И каждый раз, когда он сталкивался с самою жизнью, он отстранялся от нее. Теперь он испытывал чувство, подобное тому, какое испытал бы человек, спокойно прошедший над пропастью по мосту и вдруг увидав- ший, что этот мост разобран и что там пучина. Пучина эта была – сама жизнь, мост – та искусственная жизнь, которую прожил Алексей Александ- рович» (18, 150–151). Он жил в мире формальности, которая заслоняла от него жизнь. Даже для того, чтобы выяснить свои отношения с женой, он не обращается к са- мому себе, а прибегает к христианским правилам поведения, т. е. к внеш- ним условиям. Это в каком-то смысле является насилием над человеческой душой, в этом случае над душой Анны и самого себя. В своих произведе- ниях Толстой с иронией раскрывает сущность человека, который ведет по- верхностную жизнь с ложными ценностями. Писатель осуждал насилие не только в буквальном смысле, но и насилие над жизнью, которым является «искусственная жизнь». В «Войне и мире», описывая разговор Наполеона с русским казаком Лаврушкой, Толстой обесславил героя войны. Но чув- ствуется одобрение автором Кутузова, который играл более пассивную роль в войне независимо от общественного мнения. Люди, ведущие войну или прибегающие к насилию, живут искусственной жизнью, игнорируя со-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=