ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
67 ружеской жизни Наташи Ростовой с Пьером. «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной чело- век, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене. В себе он чувствовал все хорошее и дурное смешанным и затемняв- шим одно другое. Но на жене его отражалось только то, что было истинно хорошо; все не совсем хорошее было откинуто. И отражение это происхо- дило не путем логической мысли, а другим таинственным, непосредствен- ным путем» (12, 270). Между ними, как будто, нет границы, и они не зна- ют, где кончается Пьер и откуда начинается Наташа в едином существе. Семья является самой маленькой единицей общества, и в ней также существует возможность раздора. Когда человек видит самого себя в дру- гом человеке, закрывается путь к распре. А в сне Пьера такое отражение одного человека в другом происходит в масштабе вселенной. Несмотря на то, что Пьер находится в плену на войне, в романе не описывается его пат- риотическое чувство и национальная ненависть к другому народу. То, что подстрекнуло Пьера к единоборству с Наполеоном, являлось лишь личной амбицией. И тут Толстой как будто намекает на ничтожество причины воз- никновения любого боя. Философия сопряжения, внушенного Каратаевым, укоренилась в личности Пьера. Он внутренне изменился до такой степени, что даже расположил ненавидевшую его княжну к себе. «Прежде он казал- ся хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди от- далялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям,– вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии. Прежде он много говорил, горячился, когда говорил, и мало слушал; теперь он редко увлекался разговором и умел слушать так, что люди охот- но высказывали ему свои самые задушевные тайны. Княжна, никогда не любившая Пьера и питавшая к нему особенно враждебное чувство с тех пор, как после смерти старого графа она чувст- вовала себя обязанною Пьеру, к досаде и удивлению своему, после корот- кого пребывания в Орле, куда она приехала с намерением доказать Пьеру, что, несмотря на его неблагодарность, она считает долгом ходить за ним, княжна скоро почувствовала, что она его любит» (12, 206). Можно сказать, что отношение княжны к Пьеру изменилось в какой- то степени потому, что у него появилось «участие к людям», чувство со- страдания. А подобное чувство возникает у человека, когда он испытывает сопряжение с окружающими людьми. В этом случае сострадание не явля- ется каким-то особенным чувством, свойственным добрым людям. При ощущении сопряжения любой человек может видеть себя в другом челове- ке, и сострадание возникает самым естественным образом. «Улыбка ра- дости жизни» Пьера напоминает еще одного главного персонажа в том же романе. У Наташи Ростовой, которая на первый взгляд жила эгоистически в полное свое удовольствие, была способность привлечь окружающих лю-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=