ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

66 влиянием социальных обстоятельств и поэтому пропагандирует поверхно- стную идею. Толстовская идея мира не подвергается влиянию внешних об- стоятельств, она скорее излучается из глубины души философа. Следова- тельно, философия мира незаметно проявляется даже в таком романе, как «Война и мир», а не только в ряде статей. Его идея мира глубоко укоренена в сне о глобусе у Пьера Безухова в «Войне и мире». Показательно, что Пьеру приснился этот глобус, покрытый каплями, после встречи с Каратаевым, являющимся олицетворением мира. «И вдруг Пьеру представился как живой, давно забытый, кроткий ста- ричок учитель <…> он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, ко- леблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, пере- мещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее про- странство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею» – Вот жизнь,– сказал старичок учитель. «Как это просто и ясно», подумал Пьер, «как я мог не знать этого пре- жде» 1 . Пьер наконец находит ответ на вопрос о сущности жизни: «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог» (12, 158). В сне Пьера мир представляется как вселенная, включающая всякую личность и общину. Каждая капля на шаре символизирует личность. Срав- нение Каратаева с одной из капель связано с представлением движущегося мира. «Круглость» Каратаева вызывает ассоциацию не только с каплей, но и с образом мира. Личность не просто принадлежит миру, но может сли- ваться с этим миром. И. А. Есаулов толкует образ мира так: «Мы видим и здесь сопряжение земного и небесного, личности и мира, человека и Бо- га; сопряжение «непосредственной» и «сознательной» жизни. Однако это сопряжение образуется и замыкается духовным центром этого шара, глу- бинной связью соборности и христоцентризма «В середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает» 2 . Так как в этом сне сопрягаюся земное и небесное, личность и мир, че- ловек и Бог, даже можно сказать, что нет определенной границы между людьми. Они сами сопряжены через посредство Бога, или Вселенной. В та- ком случае между людьми не может возникать распря, которая приведет к ранению самого себя. Идея подобного сопряжения изображена и в суп- 1 Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. (Юб. Изд.).– М., 1928–1958.– Т. 12.– С. 158. (В дальнейшем все ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием тома и страниц). 2 Есаулов И. А. Идея соборности в романе Толстого «Война и мир» // Категория соборности в русской литературе.– Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1995.– С. 99.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=