ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

65 Какубари Сильвия Токио, Япония ФИЛОСОФИЯ МИРА И ПРОБЛЕМА ГАРМОНИИ ПЕРСОНАЖА СО ВСЕЛЕННОЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Творчество Л. Н. Толстого подвергается кардинальным изменениям в 1880-х годах. Но неизменной остается его философская идея, которая яв- ляется стержнем и художественных произведений, и публицистических статей. Изменились средства выражения идей, но их суть осталась той же. В романе «Война и мир» проявляются главные философские идеи Толсто- го, которые он продолжал утверждать до конца жизни: любовь к народу, своего рода самоосуждение, направленное на дворянство, превосходство духовных ценностей над материальными. Последнее отражается в отноше- нии автора к Наполеону и Платону Каратаеву. Японский философ называ- ет первого героем меча, а второго – героем духа. Писатель раскрывает ни- чтожество героя меча и возвышает героя духа в глазах читателей. Образ Каратаева крайне символичен. Он изображен самодостаточным человеком. Он полностью поддается силе судьбы и не сопротивляется окружающим обстоятельствам. Но несмотря на это у него отсутствует пессимизм, и ско- рее преобладает ощущение гармонии. Пьер Безухов, который желал всту- пить в единоборство с Наполеоном и бессознательно боготворил его, по- падает под влияние простого крестьянина Каратаева и испытывает пере- мену мировоззрения. Таким образом, уже в этом романе, написанном Тол- стым в самое счастливое время в семейной жизни, содержит в себе идею ненасилия и несопротивления. Революция 1905 года ставит Толстого в противоречивое положение. Хотя он считал себя сторонником реформ, жестокость революционеров возмущала его. «Это борьба, осуждение, ненависть, и все это пахнет кро- вью», — писал он Юшко четвертого сентября 1905 года. Но сам столько раз выступал с нападками на царя и Церковь, что поневоле оказался союз- ником революционеров, чьи кровавые методы вызывали у него ужас 1 . Марксисты отталкивали его тем, что имели в виду удовлетворение иск- лючительно материальных запросов, что без колебаний прибегали к насилию для достижения своих целей. Монархисты раздражали, потому что выступа- ли защитниками социального неравенства и лжи в религиозной сфере. Либе- ралы вызывали протест своей бесконечной болтовней, тем, что, говоря о сво- ей близости к народу, не знали даже, как держать в руках косу 2 . Но он впал в такое сложное положение именно из-за последователь- ности его философии мира и ненасилия. Толстой никогда не принадлежал к какой-нибудь идеологической группе, которая всегда находится под 1 Труайя, А. Лев Толстой.– М.: Эксмо, 2005.– С. 758. 2 Там же.– С. 759.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=