ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

63 ее обрабатывает» (54, 97). Понятие «собственность земли» связано у Л. Н. Толстого с представлением о свободе, о неприкосновенности лич- ности, а также с правом защищать свой дом, свою землю: «вправе защи- щать свой дом», «вправе защищать свою землю, ту, с которой он кормит семью» (54, 97–98). То есть дом и земля у Л. Н. Толстого понимается как неразрывное целое: «А требовать земли для пропитания имеете неотъем- лемое право, даже обязанность по отношению ваших детей» (54, 129). При этом слова труд, земля, война, революция в ряде дневниковых записей яв- ляются ключевыми, на что указывает наличие многочисленных лексиче- ских парадигм этих слов: 1) в труде, трудом, труда, трудами, от труда; 2) земля, землей, земли, к земле; земледелие, земледелия, земледельцы, для земледельцев, земледельческой ( жизни ), земледельческая ( жизнь ), при земледельческом ( труде ), земельной ( собственности ); 3) революция, революции, революцию, революцией, о революции; 4) война, о войне, войну, с войной, «О войне», войны, к войне, в войнах. В то же время в начале революции 1905 года Л. Н. Толстой делает запись о том, что необходимо примирение противоборствующих сторон, утверждает, что это важно: «Я себе и всем говорю, что главное дело те- перь каждого человека – смотреть за собой, строго относиться к каждому поступку, не участвовать в борьбе. <…>Только с религиозной точки зре- ния можно быть свободным от участия, даже сочувствия той или другой стороне и содействовать одному: умиротворению тех и других» (23 ок- тября 1905 г.). Особую группу составляют слова, обозначающие отрицательные ка- чества людей: зависть, корысть, скупость, сладострастие, тщеславие, честолюбие, гордость, злоба, озлобление, лживость, лицемерие, а также праздность (55, 162–163) . Итак, номинации люди, бедные, богатые фиксируют представления Л. Н. Толстого о человеке и мире, отражают его взгляды на социальные процессы современной писателю действительности во всей сложности и противоречивости, по-своему раскрывают конфликт, отразившийся впо- следствии в трагических событиях ХХ века и поставивший вопрос перед человечеством о неизбежном обращении его к исконным моделям бытия в плане идей Творения и Богообщения как главных условиях сохранения ро- да Человеческого. Новое мировоззрение, которое носит вселенский харак- тер и которое одно лишь спасет человека от гибели, по существу строится на толстовских принципах мировидения. И именно идеи ненасилия, гар- монии и любви могут сохранить современную цивилизацию.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=