ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
61 ществующий строй до такой степени в основах своих противоречит созна- нию общества, что он не может быть исправлен, если оставить его основы, также, как нельзя исправить стены дома, в котором садится фундамент» (55, 104). Использование анафоры (повторение слова нельзя ), большого ко- личества однородных членов, параллелизма свидетельствует о том, что меры по изменению существующего строя будут неэффективными: «Нель- зя исправить существующий строй с безумным богатством и излишеством одних и бедностью и лишениями масс, с правом земельной собственности, наложения государственных податей, территорьяльными захватами госу- дарств, патриотизмом, милитаризмом, заведомо ложной религией, усилен- но поддерживаемой. Нельзя всего этого исправить конституциями, всеоб- щей подачей голосов, пенсией рабочим, отделением государства от церкви и тому подобными пальятивами» (55, 104). Сложность синтаксической конструкции свидетельствует о противоречиях эпохи, о сложности вопро- са: «Что делать?»,– который так остро стоял в начале ХХ века. Слово нищий , являясь синонимом слова бедный , выступает в тексте в своем основном значении, отмеченном в МАС: 1. Живущий подаянием, милостыней (МАС, II, 503). Отношение к нищему – показатель нравствен- ной ориентации человека: «Дурно отнесся к нищему»; «Сидим на дворе, обедаем 10 кушаний, мороженое, лакеи, серебро, и приходят нищие, и лю- ди продолжают есть мороженое спокойно. Удивительно!!!!» (55, 155). В древнерусском языке слова нищь , нищий обозначали не только «ра- зоренный», «неимущий», но и «смиренный», «невежественный». В ст.-сл. НИЗИТИ – «унижать», «уничижать», «смирять» (10). В дневниковых записях от 11 февраля 1901 года слово нищие приоб- ретает новое для современников писателя значение. Оно выступает в ка- честве синонима слова богатые и обозначает людей, которые не умеют и не хотят трудиться, привыкли жить за чужой счет. Слово нищие связано и с таким значением, как «нищ духом; духовно нищ. Духовно бедный, убо- гий» (БАС, 7, 1344). Слово же богатые становится синонимом слова бедные и начинает обозначать людей, которые живут своим трудом (это крестьяне, рабочие), что не зафиксировано ни в одном из словарей. Синонимом слова богатые в данном случае выступает и слово народ : «Мы все хотим помогать народу; а мы – нищие, которых он кормит, одевает. Что могут дать нищие бога- тым?» (54, 90). В то же время местоимение мы обозначает и богатых, и бедных, и сам автор чувствует свою принадлежность и к тем и к другим: «Все мы живем грабежом, и милостыней, и трудом. Дело только в том, сколько чего %. Я весь живу милостыней и грабежом. И мучаюсь» (55, 228). Номинации бедные – богатые , включенные в систему размышлений автора о человеке и мире, который его окружает, связаны с синонимически- ми рядами и образуют соответствующую ЛТГ. При этом, в основном, в тексте используются речевые (контекстные или контекстуальные) синони-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=