ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

59 ощущает свою вину перед народом. Слово богатый вступает в синоними- ческие отношения со словом слуги : «надо, чтобы родители чувствовали в себе силы воспитать детей не дармоедами, а слугами людям и Богу» (54, 35). В этой же записи, произведенной 15 августа 1900 года, зафиксировано также отношение и к труду: «нужно быть в силах жить не трудами других, а своими, больше давая, чем беря от людей» (54, 35). То есть Л. Н. Толстой считал, что быть богатым – это преступление, что богатство добыто не своими трудами, а трудами других людей. Это зафиксировано в синтагме «крепко сидишь на шее людей, т. е. имеешь средства» (54, 35), которая вос- ходит к фразеологизму «сидеть, быть и т.п. на шее у кого-либо, на чьей- либо шее», имеющему значение «быть на иждивении, в тягость, обременяя кого-либо» (5), а также в номинации дармоеды , о чем свидетельствует за- пись, произведенная 2 мая 1900 года: «Жизнь наша господская так без- образна, что мы не можем радоваться даже рождению наших детей. Рож- даются не слуги людям, а враги их, дармоеды» (54, 25). Слово дармоед с пометой разговорное имеет следующее толкование: «Тот, кто живет за чужой счет; бездельник, тунеядец» (МАС, I, 365). Слово враги , являясь в тексте синонимом слова дармоеды , обозначает того, кто приносит вред, зло (МАС, I, 224), то есть имплицитно «указывает на связь богатства со сверхъестественной и нечистой силой» (6), зафикси- рованную в народном сознании (вспомним, что нечистый в народе имену- ется «врагом»). Одно из представлений о материальном благополучии свя- зано с мыслью о том, что большим богатством владеет дьявол (черт), змий (змея), домовой и т. п. Дьявол покупает за богатство души. Ср. поговорку: «Не посадишь душу в ад – не будешь богат» (7). В необычном значении в тексте выступает и слово слуга , которое, по данным БАС, имеет следующее значение: «Человек, служащий кому-, че- му-либо, защищающий чьи-либо интересы» (БАС, 13, 1267–1268). Отме- чены в словаре и устойчивые словосочетания «слуга отечеству, царю и т. п.; слуга отечества, народа и т. п.» (БАС, 13, 1268). У Л. Н. Толстого же употреблено новое словосочетание «слуги людям», которое, по его мнению, фиксирует предназначение высших кругов общества, его элиты – служить народу, каждому отдельному человеку. В то же время слово слу- ги употребляется и в прямом значении: «Слуги бегают, исполняют» (6 июня 1905 г.). Резко отрицательное отношение к богатым выражено и в номинации разбойники (разбойников, разбойниками) , употребленной в значении «че- ловек, занимающийся разбоем, грабежом» (БАС, 12, 129). С пометой раз- говорное данное слово используется в словарях и для обозначения того, «кто совершает насилие, грубо притесняет, обманывает» (БАС, 12, 129). В связи с этими значениями по-иному осмысливается и номинация гнездо , синоним слова дом , сочетающегося с определением родной : «вы- растаем и воспитываемся в разбойничьем гнезде». Таким образом, фикси-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=