ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

5 нимается иначе: « <…> нравственность должна быть основой прогресса <…> нравственность истинна только тогда, когда она выражается в усилии установить органическое единство общества, как вы это называете, или – установить Царство Божие на земле, как выражаю я то же самое <…> это совершенно новый и более возвышенный взгляд на социализм» 1 . Однако причисление Толстого к когорте революционеров оставалось неоспори- мым фактом долгое время. Так, Е. Н. Куприянова, указывая на неадекват- ность художественно убедительных картин жизни, созданных Толстым, поэтике критического реализма: « Немотивированность (курсив наш.– М. Б .), или недостаточная мотивированность внезапного обращения раз- бойников в праведников, заставляет признать известное отступление Тол- стого от реалистических принципов его эстетики» 2 , утверждает атеистиче- ский пафос веры Толстого, мировосприятие которого, по мнению исследо- вательницы, складывалось «не на религиозно-мистической почве, а в духе эмпирико-рационалистического мышления» 3 . Такая трактовка в силу соб- ственной односторонности позволяла причислить революционеров в рома- не «Воскресение» к типу праведников 4 , ибо, с точки зрения Л. Н. Кузиной, следующей в своих рассуждениях за Е. Н. Купреяновой, несмотря на ут- верждаемое отсутствие Бога в религиозной системе Толстого, которое оп- равдывалось установками, предъявляемыми ученым к объекту исследова- ния, революционеры все же предстают в религиозном ореоле, хотя и иска- женном, что определяется исследовательской задачей. Налицо не только факт искажения собственно толстовского мировоззрения, но и попытка «домыслить» за писателя того, чего в художественном пространстве текста нет, но, по мнению ученых, должно быть. Такой тип мышления оказался характерным и для М. М. Дунаева, отметившего правоту Ленина как ин- терпретатора Толстого: «Хотел того Толстой или нет – он деятельно пора- ботал на революционную идею. Ленин великий профессионал в своем де- ле, знал, что говорил, называя писателя "зеркалом революции"» 5 . Иную точку зрения предлагает В. Н. Ильин, чутко уловивший пара- доксальность положения Толстого, состоящую в том, что писатель, «сам не будучи ни в коей степени революционером <…> является одним из глав- ных деятелей русской революции, одним из главных героев» 6 , ибо предло- женные им пути социально-нравственного улучшения общества как пре- одоление всеобщего разобщения любовью требовали ненасильственного изменения структуры и содержания общественной жизни: «… движется 1 Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т.– Т. 66.– М., 1953.– С. 33. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы. 2 Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого.– М., 1966.– С. 286. 3 Там же.– С. 50. 4 См.: Кузина Л. Н . Художественное завещание Льва Толстого: Поэтика Л.Н. Толстого конца XIX – нача- ла XX века.– М., 1993. 5 Дунаев М. М. Православие и русская литература. Ч. IV.– М., 1998.– С. 252. 6 Ильин В. Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого.– СПб., 2000.– С. 59.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=