ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
47 Л. Н. Толстой Лев, осел и лисица Лев, осел и лисица пошли на добычу. Наловили они много зверей, и Лев велел Ослу делить. Осел разделил поровну на три части и говорит: «Ну, теперь берите!». Лев рассердился, съел осла и велел Лисице переде- лить. Лисица все собрала в одну кучу, а себе чуточку оставила. Лев по- смотрел и говорит: «Ну, умница! Кто ж тебя научил так хорошо делить?» Она ответила: «А с ослом-то что было?» Фраза, как мы видим, понравилась писателю, и она появилась в пере- работанной им басне. О чем говорит этот факт? Прежде всего о том, что Толстой учился у детей из простонародья живому «туземному» языку. Другой путь в создании книг для народного чтения – собственное творчество Толстого, причем он вовлекал в этот процесс своих детей, близ- ких, друзей, уточняя при этом принципы отбора произведений для народ- ного чтения: «Книжка будет содержать статьи народные, т. е. удобопонят- ные и занимательные для народа… и им самим одобрена» [5]. И это по- следнее, что именно народ, крестьянский ребенок, может по достоинству оценить произведение для народа, он упоминает постоянно, в то же время продолжая разрабатывать и уточнять принципы отбора: «В отделе Книжек: оригинальные, переводные, переделанные и даже просто перепечатанные статьи всякого рода, которые пройдут через критику народа, собирающе- гося в нашей школе, и которые, по нашему убеждению, не будут противны началам изящного вкуса и строгой нравственности» (там же, с. 62). К созданию «Азбук» и «Русских книг для чтения», как мы видим, Тол- стой был хорошо подготовлен всей своей экспериментальной худо- жественно-педагогической деятельностью, а именно: – определено содержание круга народного чтения; – сформулированы критерии оценки и принципы отбора произведе- ний для народного чтения; – взята ориентация в создании книг для народа на живой, природный, «туземный» язык. В свои книги для детей, написанные «туземным» языком, он внес, приведя в соответствие с детскими потребностями, то лучшее, что вырабо- тала отечественная культура. Толстой учитывал, что пословицы, поговор- ки, загадки, сказки и другие элементы устного народного творчества, включенные в его книги, являются мощным своеобразным пластом народ- ной культуры, несущим в себе нравственно-философский, эстетический, жизненный опыт русского народа. Выше названные элементы устного народного творчества многофунк- циональны, удовлетворяют целый ряд интересов младших школьников, в том числе и творческих. Элементы устного народного творчества: пословицы, поговорки, за- гадки и др. – являются идеальными образцами дошедшего до нас через ве-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=