ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

46 и особенно «Азбукой». Читая басни Эзопа в подлиннике, он сравнивал их с баснями Лафонтена, не в пользу последних. Он говорил, что у Лафонтена много искусственного и лишнего; Эзоп же образец лаконизма» (6). Требо- вателен он был и к себе: Толстой был в постоянном поиске живого русско- го слова: «Проходя большие расстояния и встречаясь с многими людьми, богомольцы распространяли народную поэзию, пословицы, сказки, леген- ды, влияли на народное воззрение и разносили разные слухи. Отец говорил, что рассказы странников заменяют народу литературу и даже газету. Он любил разговаривать с прохожими, идя по пути с ними или присев на краю дороги. Некоторые их легенды и рассказы преврати- лись под его пером в художественные произведения. Знание быта рабочего народа, народного языка, местных наречий, северного, поволжского, укра- инского, многих поговорок и пословиц – все это отец приобретал на шос- се» (там же, с. 77–78). Таким образом, опыт работы Яснополянской школы, как утверждал Толстой, выявил, что только произведения народного творчества русского и других народов мира, а также памятники древнерусской и античной ли- тературы отвечают своими художественными достоинствами и содержани- ем требованиям русского ребенка. Последующая педагогическая деятельность Льва Николаевича Толс- того включала в себя создание литературы для детского чтения. Придя к выводу, что лишь книги «из народа» удовлетворяют духовные запросы крестьянского ребенка в полной мере, он в «книжках», которые печатались в качестве приложения к журналу «Ясная Поляна», помещал сочинения своих учеников, утверждая, что по своим художественным достоинствам творческие опыты детей не уступают лучшим образцам русской и зару- бежной классики. Небезынтересно отметить, что одним из источников, каким пользо- вался Л. Н. Толстой, создавая «Азбуки» и «Русские книги для чтения», бы- ла педагогическая деятельность писателя. Так, тренируя память школьни- ков в пересказе прочитанных ими басен Эзопа, в передаче содержания басни «Лев, осел и лисица» Лев Николаевич услышал: «А с ослом-то что было?». Представляем оба текста. Эзоп Лев, осел и лисица Лев, осел и лисица решили жить вместе и отправились на охоту. Они наловили много добычи и Лев велел Ослу ее поделить. Осел поделил до- бычу на три равные доли и предложил Льву выбирать; Рассердился Лев, сожрал Осла, а делить приказал Лисе. Лисица собрала всю добычу в одну кучу, а себе оставила лишь маленькую частичку и предложила Льву делать выбор. Спросил ее Лев, кто научил ее так хорошо делить, а Лисица ответи- ла: «Погибший Осел!».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=