ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

43 вседневной жизни. Потому он напрямую связан со здравым смыслом (можно сказать, что голос здравого смысла «говорит на родном языке»). «Правильный» – это язык диктора, зачитывающего текст, данный ему ре- дактором, который доработал материал в соответствии с замечаниями со- вета директоров. Это безличная риторика, созданная целым конвейером платных работников. Это односторонний поток слов, направленный на оп- ределенную группу людей с целью убедить ее в чем-либо. Здесь берет свое начало «общество спектакля» – этот язык «предназначен для зрителя, со- зерцающего сцену». Язык диктора в новом, буржуазном обществе связи со здравым смыслом не имел, он нес смыслы, которые закладывали в него те, кто контролировал средства массовой информации. Люди, которые, са- ми того не замечая, отрывались от здравого смысла и становились лег- кими объектами манипуляции» (там же, с. 89–90). Важным признаком «правильного» языка С. Кара-Мурза считает внедрение в обыденный язык огромного количества слов-амёб; заполнение языка «туземного» словами- амебами – одна из форм колонизации собственных народов буржуаз- ным обществом. Предоставим слово Л. Н. Толстому: «Здесь, в гимназии, мы уже видим окончательное отречение от дома. Просвещенные учителя стараются воз- высить его (гимназиста.– Е. Ж .) над его природной средой … чтобы развить его, как они это называют. И гимназист на основании смутных понятий и соответствующих им слов: прогресс, либерализм, материализм, истори- ческое развитие и т. п.,– с презрением и отчуждением смотрит на свое прошедшее. Цель наставников достигнута, но родители, и в особенности мать, еще с большим недоумением и грустью смотрят на своего измож- денного, чужим языком говорящего, чужим умом думающего , курящего папиросы и пьющего вино, самоуверенного и самодовольного Ваню» (3). Как видим, Толстой озабочен тем же, что и его потомки… …Русский народ пока не лишили его языка. Буржуазная школа по ря- ду причин у нас не смогла сформироваться и охватить существенную часть народа (уже хотя бы потому, что учителя и преподаватели вузов – это бед- нейшая часть того самого народа, которая и является по сей день носите- лем и хранителем «туземного» языка, не оторвалась от бедствующего большинства). Необходимо учитывать и то, что надежно сработала в каче- стве щита и русская литература. Тургенев писал о русском языке: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий ты один мне поддержка и опора». Деятельность Толстого по сохранению «туземного» языка получила свое развитие и реализовалась в следующих основных направлениях: – издание педагогического журнала «Ясная Поляна», цикл педагоги- ческой эстетики, трактат «Что такое искусство?»; – собственно педагогическая деятельность, в процессе которой вы- кристаллизовалась педагогика экспериментальная, основанная на принци- пах «свободы» и «опыта»;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=