ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

42 Е. А. Жуков Екатеринбург, Россия ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО ПО СОХРАНЕНИЮ «ТУЗЕМНОГО ЯЗЫКА» Превращение языка в орудие господства и разрушение языка – процес- сы взаимосвязанные. В России наших дней наблюдается заметное «освобо- ждение» слова, превращение его в товар, устранение из него святости, ис- кры божией, десакрализация. Вспомним пророческие слова Ф. И. Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Вот и Н. В. Гоголь предупреждал: «Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший по- дарок Бога человеку… Опасно шутить писателю со словом. Слово гнило да не исходит из уста Ваших!» Не о свободе слова говорят здесь оба русских гения, а об ответственности тех, кто пренебрегает их предупреждением. Вняли ли им современные русские писатели, боролись ли за сохране- ние чистоты родного языка во времена великой смуты? Вот Л. Н. Аннин- ский: «Первое, чем можно было засеять опустевшее поле (русской словес- ности? – Е. Ж .),– абсценная лексика, или, просторечно выражаясь, матюги. Правда, банк к этому времени уже успел сорвать Юз Алешковский, забро- сивший в СССР из эмиграции своего Николая Николаевича, а на абсолют- ный рекорд матерной плотности шел парижанин Михаил Волохов с Игрой в жмурки» (1). В последние десятилетия власть в России взяла ориентацию и в поли- тике, и в экономике на Запад, на общество демократическое, гражданское. Вот что видит в современном европейском обществе Андре Жид: «Чтобы иметь возможность свободно мыслить, надо иметь гарантию, что написан- ное не будет иметь последствий», т. е., неся знание, слово становится авто- номным по отношению к морали. В обществе индустриального Запада, как отмечает политолог С. Кара-Мурза, создавался новый язык, отражающий реалии буржуазного общества, а в связи с книгопечатанием (XV–XVI вв.) появилась массовая книга. На массовой книге стала строиться и новая школа. «Главной задачей этой школы стало искоренение «туземного» язы- ка своих народов. Философы используют не совсем приятное для русского уха слово «туземный» для обозначения того языка, который естественно вырос за века и корнями уходит в толщу культуры данного народа – в от- личие от языка, созданного индустриальным обществом и воспринятого идеологией. Этот туземный язык, которому ребенок обучался в семье, на улице, на базаре, стал планомерно заменяться «правильным», которому стали обучать платные профессионалы – языком газеты, радио, а теперь телевидения» (2). «Но в чем же главная разница «туземного» и «правиль- ного» языка?» – задает вопрос политолог. И отвечает: «Туземный рождает- ся из личного общения людей, которые излагают свои мысли в гуще по-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=