ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

37 от простых смертных. Более того, опыт с выборкой генетически вырож- дающихся особей мухи дрозофилы показал, что на определенной стадии происходят мутации, ведущие к появлению в потомстве индивидов с ха- рактеристиками, превосходящими своих первичных, еще не подвергнув- шихся вырождению, предков. Современность. Толстовский этап Безнадежно несправедлив и жесток будет любой общественный строй, если субъект его аморален. В подтверждение данного эпиграфа еще раз процитируем работу М. А. Шишкина: «Общество, состоящее в своей основе из высоконравствен- ных людей, функционирует наиболее эффективным образом, т. е. является наименее энергозатратным. Чем больше отношения в нем регулируются нравственными принципами, тем меньше оно нуждается в таких дорого- стоящих и малоэффективных регуляторах, как государственная бюрократия, полиция и т. д.» [ 9 ] . Данный вывод, к которому подошло современное есте- ствознание, уже более ста лет тому назад был взят на вооружение этиче- ским учением Льва Толстого. В своем учении Лев Толстой изложил прин- ципы и методы развития человеческих взаимоотношений, которые посте- пенно начинают овладевать умами людей. Необходимо подчеркнуть, что Л. Толстой стоит на позициях научного детерминизма. В своем дневнике от 19 мая 1905 г. он отмечает: «Ничто не может быть признано причиной чего-либо. Причины всего бесконечно раз- нообразны и отдаленны и необъяснимы» [ 10 ] . Его так называемая «воля бога» – это проявление детерминизма зако- нов природы и благо человека в установлении и исполнении этих законов, их так называемой «воли». Толстой прекрасно осознает роль информации в жизни общества, и потому в письме своему сыну он указывает на смысл жизни человека: «Смысл этот в том, что жизнь наша не имеет цели в самой себе, цели, которая может удовлетворить нас; цель ее вне нас… Чтобы уз- нать, для чего она нам предназначена, нам дан разум, свойство, соединяю- щее нас всех, свойство, дающее возможность воспринимать все то, что от- крыто разумом тысячи лет тому назад давно не существующими людьми, и передавать то, что разум откроет нам, людям, которые будут жить ты- сячи и миллионы лет после нас. Следование тому, что открыто разумом и составляет смысл жизни. И следование это составляет высшее благо дос- тупное человеку» [ 11 ] . Толстой видит тенденцию к интеграции человечества и призывает эту глобализацию осуществлять на братских началах, сохраняя внутреннее

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=