ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

36 биосферы. Последние научные данные вновь выдвигают на передний план гипотезу панспермии, не просто перенося в прошлое решение вопроса о возникновении жизни, но выдвигая вполне разумную гипотезу механиз- ма этого процесса (см. работы [ 2 ] , [ 3 ] , [ 4 ] , [ 5 ] и др.). Рассмотрение этого механизма позволяет заключить, что возникновение жизни во Вселенной – явление вполне естественное, но чрезвычайно редко реализуемое. На Земле история жизни имеет возраст, превышающий 3,5 млрд лет. Учитывая тот факт, что живое возникает только из живого, совершенно не- обходимо осознать, что генетический возраст человека не менее 3,5 млрд лет, а человеческий организм содержит генетическую информацию о всех предшествовавших ему формах биологической организации. От других видов животного мира человек отличается прежде всего развитой вторич- ной сигнальной системой, что выводит его на качественно новый уровень развития – человек становится субъектом культуры, т.е. является способ- ным вмещать в себя огромное количество информации, добытой всеми другими индивидами. Таким образом, как субъект культуры человек по- тенциально бесконечен, и смерть человеческого индивида с этой точки зрения является биологическим атавизмом. Осознание своей смертности и ощущение своей потенциальной бесконечности фрустрирует человека, и в культуре человека возникает феномен религии – психотерапии, со- вершенно необходимой для полноценного существования. Естественнонаучный подход к изучению человека и общества дает ясное понимание природы морали. На естественные истоки нравствен- ности указывал современник Толстого П. А. Кропоткин [ 6 ] . Дальнейшее накопление знаний позволяет нашему современнику, ученому-биологу, ут- верждать, что «…моральные нормы суть выражение регулятивных реак- ций общественной системы, обеспечивающих ее устойчивость, т. е. спо- собность к самоподдержанию (и, следовательно выживанию).» [ 7 ] . И да- лее: «В целом реакция моральных установок общества на его дестабилиза- цию принципиально сходна с поведением любых адаптивных признаков организма в нарушенных условиях существования» [ 8 ] . «Моральный закон внутри нас» обусловлен природными законами со- хранения вида и индивида. На этом зиждется альтруизм индивида, его стремление к кооперации и конкуренции. Разум призван согласовывать внешне противоположные тенденции ненасильственным способом, сни- мать природное диалектическое противоречие, приводя к органичному синтезу тезис индивидуального и антитезис общественного. Общечелове- ческая этика будущего может в перспективе ненасильственно интегриро- ваться только на базе научных знаний, знаний объективных, не зависящих от религиозных верований и национальных особенностей людей планеты. Этика будущего должна положить в свое основание естественнонаучный факт уникальной неповторимости человеческого индивида, а значит, свя- щенной неприкосновенности человеческой жизни. Гении рождаются

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=