ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
32 нять друг друга по инициативе элиты, а не безотносительно к ее дейст- виям, по объективным законам общественного развития. Говоря о вкладе Толстого в социологию, можно сказать, что Толстой соединил марк- сизм и теорию элит. Известный субъективизм присутствует, по Толстому, и в смене элит. Толстой ближе к истине, чем Парето, утверждая, что элита по сути одна, она только использует разные механизмы, меняя их. Прин- цип «трех винтов» реалистический и обобщенный, и в то же время менее психологичен, чем представление о двух элитах и их циркуляции В. Паре- то и Г. Моска, и более соответствует специфике России. Выступая против всех форм социальной эксплуатации, Толстой от- вергал и революционный способ переустройства общества. Он считал, что это само по себе будет злом и изменит лишь формы эксплуатации да сос- тав насилующего класса. Подлинное преодоление эксплуатации придет в результате подъема уровня нравственности всех слоев общества, воз- можное не насильственным путем, а посредством приобщения к настоя- щей культуре. Об этом он писал в своей последней статье «Действительное средство» и таковым считал культуру. тем самым Толстой повторил то, что говорили все великие нравственные учителя человечества. Второй пример связан с отношением Толстого к искусству, науке и культуре в целом. В трактате «Что такое искусство?» Толстой писал о взаимовлиянии искусства и социума и в полемике со сторонниками «ис- кусства для искусства» поставил высшие цели искусства в зависимость от запросов общества, в том числе духовных. Толстой дает социологическое определение искусства как одного из средств общения людей между со- бой, а именно: общения на уровне чувств. «Деятельность искусства осно- вана на том, что человек, воспринимая слухом или зрением выражения чувства другого человека, способен испытывать то же самое чувство, ко- торое испытал человек, выражающий свое чувство» (Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 15. М., 1983. С. 77). «Заражение» (используя термин Толс- того) других своими чувствами в искусстве происходит не непосредствен- но, когда человек сам смеется или плачет, а опосредованно, «когда человек с целью передать другим людям испытанное им чувство снова вызывает его в себе и известными внешними знаками выражает его» (там же). Вопреки расхожему мнению, что Толстой в поздние годы отрицал значение искусства, он в трактате «Что такое искусство?» пишет, что «дея- тельность искусства есть деятельность очень важная, столь же важная, как и деятельность речи, и столь же распространенная» (там же, с. 78). В ши- роком понимании искусства как общения чувствами оказывается, что «вся жизнь человеческая наполнена произведениями искусства всякого рода, от колыбельной песни, шутки, передразнивания, украшения жилищ, одежды, утвари до церковных служб, торжественных шествий» (там же). От искус- ства в широком смысле слова Толстой отличает искусство в тесном смыс- ле, которое передает чувства, признаваемые важными. Степень важности
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=