ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

29 А. А. Горелов Москва, Россия ТОЛСТОЙ – КТО ОН? По характеру деятельности и значению в истории человечества Л. Толстого можно сравнить с библейскими пророками, а если взять время ближе к нашему, то с великими протестантами. И жизнь вроде бы в то вре- мя текла нормально, и обряды исполнялись, и первосвященников слушали, но появлялись откуда ни возьмись пророки, которые мучались от сознания, что жизнь людей далека от идеала, и гневно обличали пороки общества: социальную несправедливость, формализм в отношении к религиозным обязанностям со страны паствы и священнослужителей, слабость истинной веры и дефицит духовности. В этом же источник и проповеди Толстого. Конечно, многие в той России, которую мы потеряли (потеряв и Толстого), считали, что все вполне нормально, и Толстой, как библейские пророки, остался одинок. И сейчас многие думают, что все в нынешней России нор- мально. И остаются одинокими современные пророки. Толстой был «зеркалом» не только русской революции (как определи- ли в своих интересах В. И. Ленин), но и русской жизни в целом и жизни вообще. Современный пророк, в отличие от ветхозаветного, должен быть сведущ не только в религии, но и в философии, и в науке. И Толстой был не только гениальным писателем, но философом и ученым. Когда выдаю- щийся французский математик А. Пуанкаре начинает свою книгу по мето- дологии науки словами «граф Толстой», передавая точку зрения Толстого на науку и полемизируя с ним, то это свидетельствует о признании Толсто- го и в этой сфере. В отечественной литературе принято называть Толстого гениальным писателем и с большей или меньшей серьезностью относиться к другим его произведениям, называемым публицистикой. На самом деле Толстой с полным правом может быть назван и философом, и религиозным деятелем, и ученым. Он проявил себя не только в художественном, но и в научном творчестве. В частности, Толстой внес немалый вклад в гуманитарное зна- ние. Его работы в области социологии, политологии, культурологии явля- ются вполне профессиональными. Проиллюстрируем это на двух примерах. В работе «Так что же нам делать?» Толстой дал уничтожающую кри- тику авторитарного режима дореволюционной России, которая по точно- сти и глубине оценок вполне может быть поставлена вровень с работами К. Маркса, В. Парето и М. Вебера. Л. Толстой писал, что существуют два класса, которые он назвал на- силующим и насилуемым. Представители правящего класса, имея много денег и собственности, заставляют работать на себя, применяя три различ- ных способа насилия: личное, захват земли и производимого продукта,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=