ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

246 Особый интерес и определенную новизну для учащихся представляет такой тип исследовательских работ, при работе над которыми применяется уже упомянутый мотивный анализ . Вот только некоторые возможные те- мы: «Мотив табакерки», «Мотив окна», «Мотив свечи», «Мотив безумия», «Мотив смерти». Технология подготовки таких докладов довольно проста, и учащиеся без особых трудностей ею овладевают. Читая текст, ведя целе- направленное наблюдение, ученик отбирает интересующие его повторяю- щиеся в различных вариациях элементы (структурные единицы, образую- щие мотив), которые затем анализируются, классифицируются или обраба- тываются каким-либо иным способом. Например, при подготовке доклада по теме «Мотив свечи», школьник непременно заметит некоторые законо- мерности: Долохов обычно сидит меж двух свечей, князь Андрей зажигает свечи, а Наташа Ростова – гасит. Сияние огня значимо для тех персонажей, которых писатель наделяет верой в судьбу, жизнь которых подчинена ав- торскому «провидению». Отсюда видно, что в «Войне и мире» традицион- ная символика свечи как знака жизни, надежды и веры дополняется мно- жеством других значений. Обыкновенно чтение подготовленных таким образом докладов за- нимает в среднем 10 минут. В процессе их подготовки учитель кон- сультирует каждого ученика. Доклады целесообразно «вмонтировать» в те уроки, где они будут уместны по тематике и содержанию, но могут быть уроки, целиком посвященные чтению и обсуждению докладов. Возможен и другой вариант: одна часть докладов заслушивается на уроках, другая – на ученической конференции, которой завершается изучение темы «Твор- чество Л. Н. Толстого» [16]. Итак, если методику изучения литературы в школе рассматривать не как частную дисциплину педагогической науки, а как литературоведче- скую дисциплину, тогда школьники смогут изучать на уроках именно ли- тературу. Тогда цель литературного образования станет ясной и достижи- мой, причем именно такой, как ее определяют авторы некоторых учебных программ для 5–11 классов (например, А. Г. Кутузов),– воспитание гра- мотного читателя. И тогда на уроке литературы перед школьниками рас- кроется «художественный мир произведения», а восприятие ими текста, предметного мира и всего произведения как структурной целостности бу- дет подниматься – по спирали – «от наивно-реалистического до художест- венно-эстетического» (Г. И. Беленький) [17]. Примечания 1. Имеются в виду версии некогда единой (типовой) программы для 5–11 классов, имеющие теперь свои особенности как по содержанию, так и по организационно-методическим подходам, и разработанные конкрет-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=