ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

245 Монографические темы: «Пьер Безухов», «Князь Андрей Болконс- кий», «Наташа Ростова», «Федор Долохов» и др. При подготовке подоб- ных докладов учащимся рекомендуется использовать только текст и не пользоваться критическими или литературоведческими статьями, а тем бо- лее учебником. Исследование включает два основных этапа: 1) отбор опор- ных фрагментов текста и 2) построение на их основе оригинальной, при- сущей именно этому ученику, и в то же время вполне обоснованной, логи- чески выстроенной, подкрепленной фактами, теории. А вот методология и техника исследования могут быть различными. Например, при подготов- ке доклада по теме «Наташа Ростова» невозможно не обратить внимание на первое появление героини на страницах романа: «...вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, гро- хот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцати- летняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкою, и останови- лась посередине комнаты. Очевидно было, что она нечаянно, с нерасчи- танного бега, заскочила так далеко» [т. I, ч. 1. гл. VIII]. В этих словах – ключ к характеру героини. В дальнейшем в каждом своем поступке Ната- ша всегда будет заходить слишком далеко. А вот как описывает Толстой появление своей героини в другом эпизоде – на балу у Иогеля: «Наташа сделалась влюблена с той самой минуты, как она вошла на бал. Она не бы- ла влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела, в того она и была влюблена» [т. II, ч. 1, гл. XII]. Влюб- чивость – генеральная черта героини. Быть влюбленной всегда, в любой обстановке, «здесь и сейчас» – нормальное состояние Наташи, и это объ- ясняет (и, если угодно, извиняет) многие ее поступки. Историографические (культурологические) темы: «Танцы», «При- меты и гадания», «Дамские туалеты», «Вооружение и обмундирование русского офицера», «Охота», «Музыка и музыкальные инструменты», «Масонское движение», «Петербургский салон», «Балы и домашние празд- ники», «Холостяцкая пирушка», «Молитвы и молебны» и т. п. При подго- товке таких докладов обычно используются различные словари, энцикло- педии и справочная литература. Языковедческие темы: «Галлицизмы», «Бранные слова и выраже- ния», «Стилистические ошибки в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”». Доклады на темы, проясняющие структуру и образную систему произведения: «Петербург и Лысые Горы», «Земля и небо», «Развернутые сравнения», «Авторские отступления в “Войне и мире”» и т. д. Любопытные результаты позволяет получить работа над докладами по темам, связанным с эмоциональным состоянием героев: «Улыбки», «Сле- зы», «Поцелуи» и проч. Наблюдение за текстом Толстого показывает, что ви- димое проявление эмоций чаще всего не совпадает с действительным душев- ным состоянием героев и второстепенных персонажей романа, то есть они плачут, когда надо смеяться, улыбаются, когда впору плакать, и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=