ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

244 вующие его теме элементы, он станет «просеивать» через свое сознание все прочие, «чужие» элементы, в результате чего непременно возникнет «эффект рассеянного внимания». Эффект рассеянного внимания подтверждается и так называемым за- коном парадоксальных интенций , известным в психологии как закон Франкла-Курицкого, который может быть сформулирован так: если вы хо- тите освоить (запомнить) какую-то информацию или приобрести какой-то навык, сделайте это побочной целью своей деятельности. Таким образом, основную цель (освоение всего текста, знание и понимание всего произве- дения) мы как бы делаем побочной. А в качестве основной выдвигаем част- ную и предельно конкретную цель: освоить часть текста – именно ту часть, которая связана с какой-либо узкой темой. Поменяв цели – основную и по- бочную – местами, мы и получаем эффект рассеянного внимания. В резуль- тате ученик, незаметно для себя , оказывается в пространстве текста, чув- ствует там себя легко и свободно (ведь тема близка и понятна ему – он ее сам выбрал), видит, как этот текст устроен изнутри, совершает в этом тексте и с этим тестом различные манипуляции, переходит в другие тексты и т. д. Итак, оказавшись в пространстве текста, ученик может «дать волю рукам» и реализовать свою потребность в деятельности. Для начала можно просто понаблюдать (наблюдение – тоже деятельность!), отслеживая неко- торые повторяющиеся элементы текста, а потом их некоторым образом обработав. Тем временем его одноклассники будут исследовать другие элементы текста. Таким образом, время, затраченное на изучение, скажем, романа Толстого «Война и мир», будет представлено не в линейной метри- ке, а, так сказать, темпорально. По мере завершения исследований (а за- вершить исследование можно лишь тогда, когда прочитан весь текст!) и подготовки на их материале докладов ученики смогут отчитываться о своей работе на уроках. В результате два потока – коллективная работа на уроке и индивидуальная учебная деятельность – сольются. Завершив свое исследование (свой проект), ученик одновременно прочитает весь ро- ман. Ознакомившись с результатами исследований своих одноклассников, он будет «в курсе» проблем всего романа, в той или иной степени позна- комится с его тематикой и освоится с его мотивной сферой. Отчет о результатах индивидуального исследования лучше всего оформить в виде доклада или сообщения. Можно выделить несколько ти- пов докладов: монографические (т. е. посвященные одному литературному герою), истриографические, языковедческие, а также доклады, раскры- вающие внутреннюю структуру и образную систему произведения. Осо- бый интерес представляют устные сообщения, тематика которых связана с эмоциональным состоянием героев. Особое место занимают доклады, при подготовке которых применяется так называемый мотивный анализ. Вот как могут быть сформулированы темы названных типов докладов, подготовленных на материале романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=