ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

243 зование заменяет преподавание учением, предполагающим со-творчество, совместную учебную деятельность ученика и учителя на уроке. С другой стороны, личностно ориентированое образование не следует смешивать с индивидуализированным образованием. Изучать литературу следует в классе, в коллективе единомышленников. Ткань художественно- го текста пронизана множеством тем, мотивов, сквозных образов, повто- ряющихся элементов, симметричных эпизодов и т. д. При этом многока- нальное восприятие информационного потока, исходящего из текста, едва ли доступно каждому отдельному ученику, зато вполне по силам классу или учебной группе. В то же время каждый ученик сначала должен иметь возможность войти в текст, а уж затем – заняться там своим делом. Про- цесс «вхождения в текст» – это особая процедура, которая требует особых методических шагов. Однако рассмотреть эти шаги не представляется воз- можным в рамках настоящей статьи. Ставя задачу успешного изучения того или иного литературного про- изведения, учителю следует принимать во внимание многие факторы, в том числе следующие: 1. Эстетическая ценность текста. 2. Личность ученика, требующая индивидуального подхода. 3. Пол и возраст школьников как факторы, определяющие особен- ности восприятия ими художественного текста. Учитывая только эти три фактора, учителю приходится разрешать це- лый ряд противоречий, главное из которых сводится к следующей оппози- ции: индивидуальный подход – коллективная учебная деятельность. Пре- одолеть это противоречие можно довольно просто и в чем-то даже тради- ционно: необходимо разделить учебный процесс на два сопрягающихся потока, первый из которых предполагает коллективную деятельность на уроках (комментированное чтение, комментирование, цитирование, про- блемная беседа и т. д.), а второй – индивидуальную работу каждого учени- ка по той или иной теме, соответствующей его читательским и жизненным интересам, уровню развития, образовательным потребностям и проч. Для этого приемлема такая испытанная форма, как самостоятельное проведе- ние школьниками учебных исследований. Другое дело, что в нашем случае эта форма учебной деятельности будет строиться на особенной методоло- гии и потребует особой методики. Войдя в текст, овладев под руководством учителя техникой чтения художественного текста , ученик читает книгу и одновременно проводит свое исследование. В этом случае он не просто читает – чтение сопровож- дается целенаправленной учебно-исследовательской деятельностью. При- чем такая деятельность отнюдь не покажется школьнику непосильной, по- тому что субъективно он будет читать как бы не весь текст, а лишь некото- рые его фрагменты, связанные с конкретной темой. На самом же деле он будет читать именно весь тест , потому что, отбирая из текста соответст-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=