ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
242 различных литературных произведений – это модели таких миров (точнее, их «лингвистические» версии), вполне автономные, но образующие в со- вокупности Вселенную под названием “Художественная литература”, ко- торая вместе с тем определенным образом связана с реальной действи- тельностью. Вообще в современной школе (как и в современном мире) со- отношение «моего» и «нашего общего» приобретает особое значение. И в этом случае немалый интерес представляет именно роман Толстого «Война и мир», где вопрос о том, как жить – лелеять свою «самость» или раствориться в безликой массе – поставлен с предельной остротой и бес- компромиссностью. Трудно не согласиться и с другим не менее популярным ныне те- зисом, согласно которому образование не должно деформировать лич- ность, а ребенок в процессе обучения в школе имеет право быть самим со- бой. Однако личностное творчество неизбежно связано с созданием чего- то нового , а потому оно предполагает выход за свои пределы : только в этом случае состоится встреча меняющейся личности с миром, который также находится в процессе постоянного обновления. И тут как нельзя кстати придется урок литературы. Ведь что такое содержание и смысл литератур- ного произведения? Это то содержание и тот смысл, которыми читатель (ученик, учитель) наделяет художественный текст, потому что «творче- ский результат чтения... зависит... от всей духовной биографии... читате- ля» [14]. Чем богаче личность читателя, тем сложнее и многограннее пред- ставляется ему содержание книги (в известном смысле читатель сам явля- ется некоторым текстом). Но в то же время текст задает читателю и рамки своего осмысления, и направление интерпретации, и «формат» своей по- этики, и намечает точки прорыва из «художественной реальности» в ре- альный мир. Процесс активного, деятельного чтения – это всегда борьба, всегда состязание текста и его читателя. При встрече двух текстов (ху- дожественного текста и текста-читателя) возникает эффект информа- ционного генератора, который насыщает информацией оба текста. Так реализуется в учебном процессе информационно-деятельностный подход в образовании. Становится ясным, что традиционная методика преподавания ли- тературы с ее устоявшимися и ставшими классическими методическими теориями (теории В. В. Голубкова, Н. И. Кудряшева и др.) неспособна реа- лизовать литературное образование на основе диалогической модели [15]. Кстати, само название учебной дисциплины, обязательной для студентов- словесников педагогических вузов,– «методика преподавания литерату- ры» – отражает сложившиеся в высшей школе стереотипы, которые вошли в явное противоречие с сегодняшней реальностью общеобразовательной школы. Преподавание устанавливает субъект-объектные отношения между учителем и учеником и предполагает трансляционный («знаниевый») под- ход к организации учебного процесса. Личностно ориентированное обра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=