ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
241 сти школьников. Поскольку при изучении литературы в руках школьников может находиться только один "предмет" – текст, то и деятельность сле- дует понимать именно по отношению к этому предмету. А текст – это прежде всего источник информации. Соответственно в нашем случае дея- тельность учащихся будет включать овладение алгоритмами преобразова- ния и порождения информации, а также различные манипуляции учебной информацией. Все это позволяет применить наряду с господствующим ныне на уро- ках литературы «трансляционным» подходом другой – более адекватный современному информационному миру – «информационно-деятельност- ный» подход, предполагающий не только пассивное усвоение учениками «готовой» информации, но и ее селекцию, классификацию, приоризацию и т. п., а также порождение эксклюзивной информации [12]. В современной школе изучение литературы ведется преимущественно в рамках классно-урочной системы (даже факультативные, групповые и клубные формы обучения не составляют исключения). Классно-урочная система позволяет учителю разделить учебный процесс на два сопрягаю- щихся между собой потока: коллективную и индивидуальную учебную деятельность учащихся. Именно данное обстоятельство, как бы это ни ка- залось странным, дает возможность сделать образовательный процесс лич- ностно ориентированным. Всякий ученик лишь тогда сможет обрести свою «нишу» на уроке, если будет общее поле деятельности для всего класса. На сегодняшний день наиболее перспективным многие педагоги- практики признают проектный метод обучения, который, между прочим, также может быть реализован только в условиях классно-урочной систе- мы: проект – это учебная тема, команда проектировщиков – это классный коллектив, и каждый ученик вовлечен в общую деятельность, потому что выполняет свою часть проектных работ. Метод проектов может быть адап- тирован и для изучения литературы. Тематику таких проектов задают сами учебные темы из школьной программы (например: «“Капитанская дочка” А. С. Пушкина», «Мир “Войны и мира” Л. Н. Толстого» и т. д.). Внутри такого коллективного проекта может быть то или иное количество индиви- дуальных проектов, которые самостоятельно, но при поддержке учителя, выполняют ученики класса. При этом коллективный проект и индивиду- альные проекты должны составлять некоторую целостность, а каждый ин- дивидуальный проект – соотноситься со структурным целым [13]. Тезис о том, что образовательный процесс в сегодняшней школе дол- жен ориентироваться на индивидуально-личностное развитие ребенка, стал уже общим местом. Однако современная философия образования выдвига- ет задачу воспитания не просто личности, а личности мультифренной , то есть способной вступать в контакты со множеством миров, напрямую не связанных между собой. И урок литературы оказывается как будто специ- ально созданным как раз для такого образования. В самом деле: тексты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=