ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

240 Кроме того, практически все описанные в пособии «технологии» объявля- лись универсальными , то есть пригодными для изучения любого школьно- го предмета. Чего проще: и закон Ома и «Войну и мир» Толстого предла- галось изучать на основе одной и той же «педагогической технологии»! Одними из первых в этом усомнились именно учителя словесности: с тру- дом поддающееся «ометодичиванию», содержание школьного курса лите- ратуры совершенно не поддавалось «отехнологичиванию». Неуспешность отмеченных выше попыток создания современной эф- фективной методики изучения (не преподавания!) литературы вовсе не оз- начает, что такая методика невозможна в принципе. При этом следует иметь в виду, что среди тех, кто так или иначе стремились изменить кон- туры традиционного урока литературы, отчетливо просматриваются две группы: профессиональные ученые-методисты, опирающиеся на труды признанных дидактов (М. Н. Скаткина, Ю. К. Бабанского, И. Т. Огородни- ковой и др.), и учителя-практики. Впрочем, время от времени на проблемы школьного урока литературы обращали внимание писатели. А вот вклю- ченность в процессы «модернизации литературного образования» ученых- литературоведов была крайне редким явлением. Тем большее значение приобретает мужественная и поистине новаторская попытка Г. А. Гуков- ского, дерзнувшего еще в 1947 году поставить под сомнение эффектив- ность сложившейся к тому времени практики преподавания литературы и обозначить новый статус методики изучения литературы , понимаемой не как частную дисциплину педагогики, а как литературоведческую дис- циплину. Однако популярное методическое пособие Гуковского [11] было именно попыткой: обозначив проблемные узлы школьного изучения лите- ратуры, доказав необходимость рассмотрения на уроке литературы худо- жественного текста как минимум на двух уровнях – текстуальном и «идей- ном», предложив блестящие образцы литературоведческого анализа произ- ведений из школьной программы, Григорий Александрович так и не сумел ввести такой анализ в контекст обычного школьного урока, проводящегося в соответствии с классно-урочной системой. В итоге литературовед Гуков- ский все-таки победил Гуковского-методиста. Зато ученый наметил весьма перспективное направление совершенствования урока литературы, которое можно определить так: преодоление «дидактоцентризма» . По мнению автора настоящей статьи, современная эффективная мето- дика изучения литературы в школе может быть разработана на основе син- теза двух методологических подходов – информационного и деятельност- ного. В рамках информационного подхода содержание литературного об- разования может рассматриваться как определенным образом подобран- ный и систематизированный массив источников учебной информации. Сущность деятельностного подхода (не смешивать с деятельностным под- ходом в психологии!) станет ясной, если обратить внимание на очевидное: на традиционном уроке литературы всегда ощущается дефицит деятельно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=