ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

238 в стороне так называемые авторские отступления. А без таких отступле- ний, без философско-публицистических глав, особенно без второй части эпилога, «Война и мир» теряет всякий смысл. К тому же, если вспомнить, что в эпическом романе Толстого почти полтысячи персонажей, то не- трудно вообразить, сколько учебных часов потребуется для осуществле- ния такого анализа в более или менее полном объеме. Впрочем, по мнению ряда литературоведов, подобный анализ в условиях школы неизбежно приводит к «наивнореалистическому» (Г. А. Гуковский) восприятию лите- ратурного произведения, к возникновению «наивно-простодушного бук- вализма» (В. В. Прозоров), к неразличению «форм реальности персона- жа произведения и самого читателя как “биографической личности”» (В. В. Федоров) [5]. В 1960-е годы в отечественной педагогике была разработана модель проблемного обучения , спроецированная методистами и учителями-прак- тиками на методику преподавания литературы. Так возник еще один путь анализа литературного произведения, которому известный методист В. Г. Маранцман дал следующее определение: «Проблемный анализ – это своего рода цепная реакция вопросов, разбор, построенный на соединении связанных друг с другом проблемных ситуаций» [6]. Однако «проекция» идей проблемного обучения на урок литературы не всегда давала положи- тельные результаты, поскольку содержание учебной дисциплины «Литера- тура» весьма специфично. Да и кто может сказать, сколько проблем в «Войне и мире»? – Десять? Пятьдесят? Сто? И как определить, какие именно проблемы достойны обсуждения в классе, а какие нет? С другой стороны, по справедливому замечанию Е. А. Маймина, «всякий анализ, ес- ли он ставит перед собой цель проникновения в глубины художественного сознания... уже тем самым становится проблемным... и без специальных, подчас искусственно созданных “проблемных ситуаций”» [7]. В последние десятилетия были разработаны новые концептуальные подходы и методические теории, в частности, «человековедческий» под- ход к литературному произведению на уроке литературы, наиболее полно проявившийся в практической работе и многочисленных публикациях Е. Н. Ильина [8]. «Воспитание литературой» – так можно кратко опреде- лить суть его методики. Однако последователи Ильина очень скоро заме- тили, что литературное произведение, ставшее «средством воспитания», окончательно и бесповоротно теряет свою художественную самоценность. К тому же стирается грань между реальной жизнью и «художественной реальностью» , а вместо нетривиальных аналитических концепций на та- ких уроках чаще всего рождаются утилитарные толкования великих книг. Так что лучше оградить произведения Л. Н. Толстого, включенные в школьную программу, от «человековедческого» изучения. Вторая причина , в соответствии с которой «Война и мир» становится на уроке литературы серьезной дидактической проблемой, связана с тем,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=