ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

237 В. Н. Янушевский Ульяновск, Россия РОМАН-ЭПОПЕЯ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» И ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ Роман «Война и мир», по-прежнему ставя трудноразрешимые проб- лемы и перед философами, и перед историками, и перед литературо- ведами, в то же время сам по себе является сложной методической про- блемой. В самом деле, будучи включенным во все школьные программы по литературе [1], это эпическое произведение всякий раз ставит перед учителем-словесником целый ряд вопросов: как уложиться с изучением большого по объему текста в ограниченное количество уроков? как соблю- сти баланс между «текстуальным» и «концептуальным» рассмотрением произведения? какие методические средства использовать при планирова- нии и конструировании уроков? Но в первую очередь заявляет о себе во- прос, со всей прямотой обнажающий скудость и неэффективность дидак- тического инструментария, который предлагает учителю современная пе- дагогическая наука: как добиться того, чтобы все старшеклассники прочи- тали «Войну и мир». И тому есть по крайней мере две причины. Первая : ни один из сложившихся в методической науке подходов не позволяет удовлетворительно «изучить» это произведение в школе. «В ме- тодике преподавания литературы,– отмечает автор современного учебного пособия по проблемам литературного образования С. П. Лавлинский,– на протяжении долгого времени настойчиво выделялись и выделяются до сих пор три основные “пути изучения” произведения: “ вслед за автором” (так называемый “целостный” анализ, пообразный и проблемный» [2]. И хотя некоторые авторы, в частности И. И. Долецкая, считают данную классифи- кацию «не только ненаучной, но и просто нелогичной» [3], поскольку в ее основу положены неодинаковые признаки, она позволяет «обозначить ти- пологическую модель традиционного “исследовательского пути” освоения литературы в школе» [4]. Анализ « вслед за автором» по мнению ряда методистов (В. Г. Ма- ранцман, Т. В. Чирковская и др.) наиболее приемлем в 5–7 классах, в его основе лежит сюжет произведения, а единицами анализа являются эпизод, сцена, глава. Спору нет, такой подход дает широкие возможности для под- робного текстуального анализа, но он требует больших временных затрат, что невозможно обеспечить в условиях напряженного режима учебного процесса в сегодняшней школе. Изучение «Войны и мира» в режиме ана- лиза «вслед за автором» растянулось бы на полугодие. «Пообразный» путь изучения произведения (буквально: анализ «по образам» ) дает возможность сосредоточиться на предметном мире литера- турного произведения, в частности на персонажной сфере, но оставляет

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=