ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

235 В этой школе должен реализовываться, по его мысли, в качестве основы воспитания «принцип служения добру и самосовершенствованию». В России были созданы его последователями десятки школ, принци- пиально отличных от традиционных. Толстой считал, что школы должны создаваться в общинах самим народом. В педагогической работе Толстой твёрдо идёт собственной, совер- шенно самостоятельной дорогой, смело, отбрасывая всё предвзятое, ходя- чие мнения, традиции, системы, хотя они считались самыми передовыми. В статье «О народном образовании», вызвавшей разноречивые оценки и отклики, он предельно конкретно определил круг проблем, которые вол- новали общество и для многих чувствовались смутно и не совсем ясно. В печати заявлялось, что педагогические журналы, сочинения стали пе- ресматриваться только после переполоха, вызванного статьёй Толстого. До того времени их мало читали или не читали вовсе. Влиятельные публи- цисты, как Белинский, Добролюбов, такие личности, как Пирогов и другие давно уже высказались, что воспитание есть очень крупный общественный вопрос, что он является краеугольным камнем, от которого зависит успех в улучшении общественного строя, и что игнорировать эти вопросы не представляется возможным. После появления статьи Толстого не педагоги оказались некомпетентными для её анализа и осмысления, а, почувствовав в ней нечто хорошее, встали под знамя Толстого (14, 187). Толстой как новатор применил к школе как к системе принцип цело- стного подхода. Он не берёт отдельных частей педагогического дела, а всё время имеет перед собой связанное сцепление частей, взаимодействие их между ними. «Для Толстого невозможно разбирать идею школы, программу, мето- ды работы, ученика, учителя и среду, в которой работает школа. Эта спо- собность целостного подхода к творчеству практическому и создала тот стиль Толстого, который ставит его на такую высоту среди мировых ху- дожников» (15, 30). Л. Н. Толстой как педагог-новатор опередил своё время, мощью сво- его великого таланта заложил основы гуманизма и нравственности, ко- торые при глубоком осмыслении и анализе будут долго и надёжно осве- щать путь в воспитании и образовании многих поколений в России и за рубежом (17, 36). Литература 1. Толстой Л. Н. Полн.собр.сочинений: В 90 т. (Юбил. изд.).– М.; Л.: Госиздат, 1928–1958 (Далее ссылки на это издание даются с указанием то- ма и страницы). 2. Толстой Л. Н. Пед соч.– М.: Педагогика, 1989.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=