ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

233 ние к приобретению новых и новых знаний. И задача школы, учителя – оберегать и развивать природное стремление к знанию. В статье «Сельский учитель» он подчёркивал, что «образование может быть только в форме удовлетворения потребностей». Л. Н. Толстой определил для себя школу как школу радости, как место для свободного труда ребёнка, удовлетворения его естественных потребно- стей творчества. В результате длительных поисков, своих личных наблюде- ний он пришёл к выводу, что насильственные приёмы в образовании поро- ждены отсутствием у большинства людей религиозного отношения к миру, потерей твёрдых нравственных правил и убеждений. Для того, чтобы обра- зование было свободным, все люди общества как обучаемые, так и обучаю- щие, должны понимать смысл и назначение человеческой жизни. Толстой был глубоко убеждён в том, что в каждом ребёнке от рож- дения заложены огромные потенциальные возможности для его духовного и интеллектуально-нравственного развития. Его поражало то, что кресть- янский полуграмотный мальчик проявлял «такую сознательную силу ху- дожника, какой, на всей своей необъятной высоте развития, не может дос- тичь Гёте» (2, 276). Он пришёл к парадоксальному выводу, что чувства правды, красоты и добра не зависят от степени развития ребёнка, что эти понятия являются не только выражением гармонии отношений в смысле правды, красоты и добра. Вечную ошибку всех педагогических теорий Толстой видел в том, что стремление к развитию всех сторон существа ребёнка принимается за цель и содействует только развитию, а не самой гармонии развития. Таких воспитателей он сравнивал с плохими ваятелями. Скульптор вместо того, чтобы удалить лишнее, «налепливает всё больше и больше», так и воспита- тели стараются только об одном, чтобы не прекратился процесс развития. А если воспитатель и думает о гармонии, то всегда пытается приблизиться к представленному им идеалу в будущем, отходя от первообраза правды, красоты и добра в настоящем и прошедшем. Он делает вывод, что если ре- бёнок и получил неправильное развитие, в нём сохраняются черты гармо- нии, заложенные в нём природой. Толстой подчёркивал, что ребёнок стоит ближе каждого взрослого человека к идеалу гармонии. От воспитателя ему нужно только то, что обогащало бы его «гармонически и всесторонне». Взгляды Толстого и Ушинского на природу ребёнка во многом совпа- дали. К. Д. Ушинский, говоря о роли и значении науки в развитии природных возможностей человека, подчёркивал, что «одного ума и одних познаний ещё недостаточно для укрепления в нас того нравственного чувства, того общест- венного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противо- речии с ним связывает людей в честное дружное общество» (10, 31). На примере простого народа он показывает, что в наших деревнях, отдалённых от европейской цивилизации, в которых нет преднамеренного воспитания, люди тем не менее воспитываются и воспитываются не в шко-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=