ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

232 степенного, ненасильственного переустройства общества на справедливой, уравнительной основе. У яснополянского опыта было много сторонников, но немало и оппо- нентов, которые выступали против самой идеи подобной организации пе- дагогического процесса, проницательно разглядев в ней разрушительный для самодержавной власти потенциал. К примеру, Н. К. Михайловский на- ходил обоснованным отношение Л. Н. Толстого к немецкой педагогике и к тому, как её насаждают на русской почве. По его мнению, Толстой прав, утверждая, что цель воспитания должна заключаться в стремлении гармонического развития природных задатков детей. Однако подверг со- мнению исходную идею, отмечая противоречия в его взглядах. «Вестник воспитания» в статье «Педагогические заветы Л. Н. Толстого» подчёркивал, что «присяжные педагоги пожимают плечами: человек отрица- ет право воспитания, о чём разговаривать с ним? Но какое воспитание он от- рицает? То, которое сводится к принципу: делать из других людей то, что мне хочется. Толстой вовсе не против воздействия руководства, но против данного, совершенно ненормального характера руководства» (7, 3–4). Журнал «Воспитание и обучение» писал: «Характерной и главной чер- той Толстого явилось глубокое уважение к личности человека, этим высоко- гуманным чувством окрашено его творчество. Это проповедь уважения чело- веческой личности в ребёнке, любви к нему лежит и в основе педагогических идей Толстого, в этом их сущность, нравственная красота» (8, 2–3). Эрнст Кросби отмечал, что «предоставление полной свободы учени- кам создаёт само собой естественный и прочный порядок, гораздо более прочный, чем тот, который создан насилием и сводится к подавлению воли и личности «скучающего и тупеющего ребёнка» (9, 25). Толстовский принцип свободы в обучении и воспитании означал пре- жде всего новый тип общения между учителем и учеником, такой, когда учителя откажутся «от старого взгляда на школу как на дисциплинирован- ную работу солдат». Он стремился к тому, чтобы дети сами, на собствен- ном опыте познали необходимость порядка и дисциплины в школе. Учи- тель не должен вмешиваться в духовный мир ребёнка, в школе должна ца- рить атмосфера естественно складывающихся деловых отношений. Вот одно из самых замечательных его наблюдений «Есть,– пишет Л. Н. Толс- той,– что–то неопределенное, почти не подчиняющееся руководству учи- теля, что-то совершенно неизвестное в науке педагогики и вместе с тем со- ставляющее сущность, успешность учения – это дух школы.… Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся, очевидно, в звуках голоса, в глазах, движениях, в напряженности соревнования, что-то весьма обяза- тельное, необходимое и драгоценнейшее и поэтому долженствующее быть целью всякого учителя» (8, 80). Принудительное образование, по мысли Толстого, не имеет право на жизнь. Нельзя уничтожить в каждом ребёнке естественное стремление к самостоятельности, познанию жизни, стремле-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=