ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
231 на механической основе, без учёта интересов, склонностей и потребностей ребёнка, носило принудительный характер. «В Германии 9/10 школьного народного населения выносят из шко- лы механическое учение читать и писать и столь сильное отвращение к ис- пытанным ими путям науки, что они впоследствии уже не берут книг в руки» (т. 8, 11). Основополагающим принципом, на котором строился учебно-воспи- тательный процесс в Яснополянской школе, была свобода. Представители официальной педагогики упрекали Толстого в разру- шении сложившейся системы образования. Он был глубоко убеждён в том, что самое важное − создать в школе обстановку доверия и глубокого ува- жения ученика и учителя. Она позволяла ребёнку раскрыть свои интересы и возможности в процессе учения, она позволяла ему быть ребёнком, прежде чем он станет взрослым. Глубоко изучив психику ребёнка, познав возможности детского ор- ганизма, Толстой заботился о том, чтобы воспитание и обучение не пода- вили то очень важное и существенное, что дано ребёнку от природы, а наоборот, отказавшись от принудительной педагогической системы, развили, обогатили всё лучшее, что дано от рождения. Он писал, что не следует смотреть на весёлое состояние ребёнка как на помеху для учения. И в то же время он предупреждал от другой крайности – от чрезмерного оживления, которое может мешать учению. «По моему мнению, писал Толстой, внешний беспорядок этот полезен и незаменим, как он ни ка- жется странным и неудобным для учителя. О выгодах этого устройства мне часто приходится говорить, а мнимых же неудобствах скажу сле- дующее: во-первых, беспорядок этот, или свободный порядок, страшен нам только потому, что мы привыкли совсем к другому, в котором сами воспитаны. Во-вторых, в этом, как и во многих подобных случаях, наси- лие употребляется только вследствие поспешности и недостатка уваже- ния к человеческой природе» (2, 137). Он считал «основным и единственным мерилом хорошего и дурного учения» возбуждение интереса к учению, что создаёт облегчённость в уче- нии, его непринужденность и естественность. Неоднозначное восприятие религиозно-нравственного вероучения Толстого, которое составляет, как принято считать, мировоззренческую основу «свободного воспитания», особенно ярко проявилось после пора- жения революции 1905–1907 гг. Имеются в виду известные работы Ленина о Толстом и сборник «Ве- хи», названный «энциклопедией либерального ренегатства». Реальным ис- торическим содержанием этого принципиального противостояния было не отношение к учению Толстого, а разные представления о движении к «светлому будущему» – через огонь и кровь революции или путём нрав- ственного усовершенствования самих людей и лишь потом – дорогой по-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=