ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
229 не идет вперед в своём развитии, «и даже не стоит на месте, а идёт назад, этим обратным движением, всё более и более разделяясь с народом и его требованиями» (4, 116). Его предложения касались разных сторон социальной и экономиче- ской жизни народа, в том числе и в области образования. Он предлагал ос- вободить образование, воспитание и преподавание от тех «стеснений», в которых они находятся, и это поможет избавиться простым людям от не- вежества, которое и используется правительством для применения к наро- ду «этих самых стеснений». С болью в душе Л. Н. Толстой, обращаясь к царю и его помощникам, предлагая программу вывода страны из критического состояния, обращается к их разуму, заключает свою мысль вопросом: «Неужели же мы такие дети и так слабоумны, что не можем думать свом умом, а должны рабски следовать или избирательным формам Европы, с общей, равной, тайной и т. д., или неле- пому учению неосуществимого социализма…»? «Спешите пока ещё не позд- но». Не приняли, разум гения не услышали, произошло то, что произошло. Как гениальный художник Л. Н. Толстой в своих трудах вскрыл и от- разил те противоречия, которые были присуще всему укладу общественно- исторической жизни России. Но в этом проявились не слабость и противо- речие Толстого, как подчеркивает Ленин, а сила его исследовательского дара природы и таланта. Никто другой не сумел так глубоко выразить те социальные противоречия, которые имели место в общественной жизни. И. А. Бунин в своём философско-религиозном трактате «Освобожде- ние Толстого» отмечает, что русские марксисты явили миру «крайний пример наиболее тупого толкования его учения и даже смысла всех его пи- саний». Мир с достоинством оценил его гениальность, его художествен- ные, философские и педагогические труды. Нобелевские лауреаты И. А. Бунин, М. А. Шолохов ставили его выше всех писателей XIX века. Можно с уверенностью сказать, что его наследие будет служить человечеству ещё не одно столетие. Нельзя не разделить мысли П. Проскурина, который напишет о нём, что, «поднимаясь выше и выше в своём духовном и нравственном разви- тии, человечество будет всё чаще и ненасытнее припадать к этому источ- нику добра, надежд и гармонии» (5). Толстой жил в эпоху бурного развития общественно-политического движения, неотъемлемой составной частью которого было мощное педаго- гическое движение. Критика крепостнического воспитания, борьба против догматизма и схоластики, уважение к личности ребёнка, борьба против со- словной школы, за воспитание свободной личности, за образование жен- щин, требования широкой сети народных школ и другие проблемы выдви- гались прогрессивными деятелями России. В этих условиях Л. Н. Толстой выступил за создание национальной русской школы, которая отвечала бы потребностям народа, отражала дух
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=