ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
228 А. А. Шаталов Орехово-Зуево, Россия Л. Н. ТОЛСТОЙ И РУССКАЯ ШКОЛА Великого гения человечества Л. Н. Толстого на протяжении всей его жизни волновали проблемы поиска нравственного идеала, философского осмысления бытия, религии, технического прогресса, воспитания и обра- зования, общественного переустройства России. Изучение его философских, социально-политических, педагогических взглядов даёт нам право утверждать, что он не брал на себя пророческую функцию и отрицательно относился к тем, кто пытался предсказать формы экономической жизни народов. В своей неоконченной статье «О социа- лизме» он подчеркивает, что не знает и думает, что никто не может знать тех законов, по которым изменяется экономическая связь. Даже если и представить, что они существуют, как это думали все социалистические реформаторы от Сен-Симона до Маркса, Энгельса, Бернштейна, нельзя сказать это потому, что вымышленные законы, которые не только не со- действуют благу людей, но составляют одну из главных причин того не- устройства человеческого общества, от которого страдают люди нашего времени. Толстой выступил против правительства, которое держалось на невежестве народа и которое «никогда не позволит истинно просвещать его» (3, 365). Оно разрешает всякого рода мнимопросветительные учреж- дения, контролируемые им,– школы, гимназии, академии, всякого рода комитеты и съезды и подцензурные издания до тех пор, «пока эти учреж- дения и издания служат его целям, то есть одуряют народ, или, по крайней мере, не мешают его одурению» (3, 366). В истории России никто не смог так мужественно и открыто обра- титься к царям и высказать свое отношение к происходящему в стране. В письме к Николаю II в январе 1902 года, предвидя великую трагедию, в которую может быть ввергнут народ и отечество, если будет и дальше в таком же направлении, как и теперь, продолжаться его деятельность. «Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им. Единст- венное средство в наше время, чтобы действительно управлять народом только в том, чтобы, став во главе движения народа от зла к добру, от мрака к свету, вести его к достижению ближайших к этому движению целей. Для то- го же, чтобы быть в состоянии сделать это, нужно прежде всего дать народу возможность высказать свои пожелания и нужды и, выслушав эти желания и нужды, исполнить те из них, которые будут отвечать требованиям не одного класса или сословия, а большинству его, массы рабочего народа». В своём обращении к царю и его помощникам в марте 1901 года Л. Н. Толстой предложил конкретную программу действий по выводу страны из такого положения, при котором в продолжение 20 лет не только
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=