ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

224 Было одиннадцать часов ночи, когда лошади М.В. Булыгина везли ме- ня на станцию Засека. Все же время не было потеряно даром. Я узнал но- вых людей и, может быть, приобрел новых друзей. Мне жаль, что я так сурово обошелся с Даниловым,– говорил Лев Ни- колаевич Михаилу Васильевичу Булыгину [29]. Как же сложилась дальнейшая судьба В. А. Данилова после отъезда из Ясной Поляны? Приехав в Петербург, он предпринял все усилия, чтобы получить ау- диенцию у Николая II, направляя письма «сильным мира сего». Одно из них, со ссылкой на Л. Н. Толстого, получил, как мы знаем, и великий князь Николай Михайлович Романов, В конце-концов новоявленному рефор- матору удалось добиться приема у товарища министра внутренних дел А. А. Макарова, с которым он вел продолжительные беседы по вопросам государственного переустройства и которому направлял свои записки об изменении существующих порядков. Добился Виктор Александрович и чести представиться императору, но вынужден был «...наотрез отка- заться, когда ему поставили условием, что должен будет явиться в сюр- тучной паре» [30]. Дело в том, что В. А. Данилов и в столице оставался верен себе: ходил всегда без головного убора, с расстегнутым воротом рубахи. Его странни- ческий костюм напоминал что-то среднее между халатом и поповским подрясником. Зимой он носил широкое пальто из крестьянского сукна. На ногах красовались видавшие виды башмаки и голенища от валенок, в виде гетр. На руках – муфта из ваты. Дополняли оригинальный наряд сторонника «трудовой монархии» два холщеных мешка, висевших на спи- не и груди, в которых он носил бумагу, чернила, начатую рукопись, завт- рак, продукты из лавки... Кстати, питался он только кипятком, в который клал немного соли, корочку хлеба и молока [31]. Обосновавшись в Петербурге, В. А. Данилов вскоре стал своеобраз- ной достопримечательностью столицы. Его пилигримская одежда за- ставляла оглядываться не только прохожих, но и обращать на него вни- мание околоточных, особенно, когда он появлялся на Невском, идя не- пременно посредине проспекта. Его нередко задерживали столичные полицейские и отправляли в участок, требуя объяснения столь странно- го поведения. Кроме проектов государственного переустройства, В. А. Данилов не оставлял мысли создать в Петербурге общество последователей его нового вероучения – религии-знания. С этой целью он разработал устав общества и утвердил его у столичного градоначальника. Основные положения новой веры излагались даже на его визитных карточках, которые имели непри- вычно большой формат. На лицевой стороне визитки значилось:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=