ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

221 Следует также уточнить, что предположение В. А. Данилова о том, что во время их бесед в доме Толстых присутствовал доктор Д. П. Мако- вицкий, неверно. Последний не мог находиться 3 декабря в Ясной Поляне, т. к. днем раньше уехал в Словакию и возвратился только 31 декабря. Сви- детельство тому – отсутствие записей в дневнике доктора за 2–30 декабря 1905 года [27]. Далее В. А. Данилов пишет: «... Нас пригласили наверх, в зал. Нам предложили чай. Там были: Со- фья Андреевна, две дочери, Мария и Александра Львовны, домашний док- тор и еще какой-то незнакомый. Разговор зашел о значении религии в жизни человечества. Доктор предложил мне вопрос: – Как вы относитесь к религии? - Я человек религии – знания. - Что это значит? – спросил доктор. - Религия – знания ищет объективного основания всех религиозных ощущений, чувствований, понятий, верований, представлений. Потом я начал излагать объективные основания религии и субъек- тивные ее возникновения. Отворилась дверь и вошел Лев Николаевич. – Ах! Вы без меня начали такой интересный разговор, я не могу за- снуть, я так заинтересован вашим разговором. – Мы только что начали. Он поставил стул против меня и приготовился слушать. – В наш век религия должна ответить на четыре вопроса: первые два – о происхождении, вторые два – об обязанностях, вытекающих из факта происхождения,– о поведении. - А для меня один, мое отношение к Высшему Существу. - В детстве народов, в его эпосе так и было, но уже в религии иу- дейской в десяти заповедях ответ на два вопроса: № 1. Отношение к Бо- гу; № 2.Отношение к людям. – С этим я могу еще согласиться. С развитием мыслей человека, ка- кого она достигла в наш век, прибавляется еще два вопроса о происхож- дении: 1. Организмом своим человек происходит от мира жизни; 2. Духов- ных (Я) от общества людей, отсюда и вытекает два ряда различных обя- занностей один ряд к миру жизни, другой – к обществу людей. – У меня только один ряд и к миру жизни и к обществу людей – одинаков. Лев Николаевич взял стул и сел в сторону. Продолжая свою мысль, я окончил: – По отношению к миру жизни мы должны употреблять насилия, из- бегая страданий. Факт насилия, по отношению к миру жизни,– непремен- ное условие развития. В обществе людей насилие – временное допущение, для устранения насильников.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=