ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

216 многолетнего общения с якутами стала написанная им работа «Особенно- сти психического мира якутов Колымского округа». Занимался Виктор Александрович и систематическими метеорологическими наблюдениями. Бывший сотрудник Департамента полиции Л. Меньщиков отмечал, что «...уже в то время Данилов имел, очевидно, религиозный уклон, т. к. в официальной ведомости ссыльных числился с отметкой «духоборец» [10]. Действительно, когда собеседники спрашивали В. А. Данилова к ка- кой секте он принадлежит, то получали ответ: «Я – духоборец, ибо бо- рюсь духом!» [11] В середине 90-х годов В. А. Данилов создает свое собственное рели- гиозное мировоззрение – религия – знания. Он полагал, что до сих пор ре- лигия основывалась на вере, тогда как теперь настало время, когда религия должна основываться на знании. Иными словами, религией должно быть знание или религия есть знание. В 1896 г. Виктор Александрович направил заявление министру внутренних дел, в котором просил исключить его из русского гражданства, т. к. он не признает государственных границ и явля- ется «Обитателем Земного Шара». В 1903 г. В. А. Данилов переехал в Якутск, где проживал вместе с же- ной-якуткой и двумя детьми. После окончания срока поселения (1904 г.) он отказался получить паспорт и приписаться к сибирскому крестьянству, поставив тем самым местную администрацию в затруднительное положе- ние. После долгих мытарств ему все-таки выдали официальный документ следующего содержания: «Предъявитель сего, именующий себя Обитатель Земного Шара, Вик- тор Александрович Данилов есть именно то лицо, за которое он себя выда- ет. В чем удостоверяю подписью и приложением казенной печати» [12]. Оставив семью, В. А. Данилов уехал в Европейскую Россию с це- лью примирить враждующие партии. Он побывал за границей, где встречался с лидерами различных российских партий находящихся в эмиграции, выступал с рефератами, « …но никто его не слушал» [13]. Возвратившись в Россию, Виктор Александрович уехал в Харьков, где принимал участие в революционных выступлениях, связанных с со- бытиями «кровавого воскресенья» (5 января 1905 г.) в Петербурге. Был арестован и несколько месяцев провел в тюрьме, а после освобо- ждения выслан в административном порядке за пределы Харьковской губернии [14]. Поездка за границу и события первой русской революции были для бывшего каторжанина холодным отрезвляющим душем, заставившим его переосмыслить многие свои прежние представления о «движущих силах истории» . Теперь такой силой он считал трудовое крестьянство во главе с российским самодержавцем. В. Г. Богораз-Тан позднее вспоминал, что В. А. Данилов в то время «...жил мечтой о великом компромиссе полити- ческом и вместе с тем духовном, который примирит враждующие партии,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=