ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
215 он в Харькове, в небогатой дворянской семье. Как вспоминал участник рево- люционного движения, писатель В. Г. Богораз-Тан, в жилах Виктора Алек- сандровича « ...была примесь татарской крови, и его высокая сухая фигура особенно в старости, имела в себе что-то степное, татарское…» [6]. После окончания гимназии В. А. Данилов поступил в Петербургский земледельческий институт, но полный курс не закончил. В 1871 г. уехал за границу, в Цюрих, где продолжал учебу в политехническом техникуме. Свои политические симпатии в то время молодой радикал, по его собст- венному признанию, отдавал бакунистам. Усиленно изучал историю рус- ского сектанства и по возвращению в Россию планировал поднять его про- тив самодержавия. Приехав на Кавказ, вел революционную пропаганду среди молокан и духоборов, поддерживал связи с народовольцами. Неод- нократно арестовывался, привлекался к суду, находился под гласным над- зором полиции. В январе 1882 г. Харьковский военный суд приговорил В. А. Данило- ва за принадлежность к народовольческой организации к 4 годам каторж- ных работ в крепостях и лишению всех прав. Каторгу он отбывал на Каре. В августе 1886 г. совершил побег из Якутской области, добравшись с чу- жим паспортом до Москвы. Однако там был арестован и снова возвращен к месту ссылки. За участие в бунте заключенных в Иркутской тюрьме пре- дан суду и приговорен к 1,5 годам каторги [7]. Среди каторжан и ссыльных В. А. Данилов слыл чудаком и оригина- лом. Летом и зимой он ходил с расстегнутым воротом рубашки и без шап- ки, чтобы не снимать ее перед начальством, как этого требовали тюрем- ные порядки. Официальные документы он подписывал: «Социалист Вик- тор Александрович Данилов», а по прибытии в Якутскую область – «Во- еннопленный социалист...» [8]. В то же время бывший дворянин отказы- вался читать, слушать и подписывать распоряжения властей репрессивного характера, касающиеся политических ссыльных. Эти чудачества и оригинальность, по мнению многих были не рисов- кой, а вытекали из его мировоззрения. Один из его товарищей по ссылке М. Поляков писал: « В нем (Данилове.– В. Ч .) своеобразно сочетался мыс- литель с метафизическими наклонностями и революционер позитивист. Метафизические его тенденции выразились в туманной теории «мирового блага», нереальной и обязывающей человека к нравственному закалению (но не в Толстовском смысле), а второе – в непримиримости и протесте. Революционер до мозга костей, с прошлым героическим настроением, он психологически не в состоянии был присоединиться к какой-либо партии и всю свою жизнь оставался самим собой» [9]. После вторичного отбытия каторги В. А. Данилов выбрал для поселе- ния уединенное урочище «Родчево» Верхне-Калымского района, где про- жил 14 лет. Деятельный по натуре, он занимался сельским хозяйством, скотоводством, торговлей, помогая местному населению. Результатом его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=