ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

208 временно с этим, это способ самоутверждения человека, распространения своего господства на окружающие вещи. Человек-хозяин распространяет свою жизнь на окружающие неорганические предметы, делает их как бы продолжением своего тела. Хозяйственный процесс, таким образом, явля- ется ярким примером единства человека и природы. При этом, совершен- ствуя окружающую природу, человек преображает и совершенствует само- го себя. Главным признаком хозяйства является трудовое производство жизненных благ, а не даровое их получение. Если хозяйственная деятель- ность представляет из себя воздействие на окружающий мир, то можно сказать, что мир в этом случае становится объектом и предметом труда. Труд же представляет собой затрату человеческой энергии, идущую на производство материальных благ. При этом труд не является просто затра- той телесных сил, но также и способ осуществления человеком своих ду- ховных целей, идей, проектов. Он, таким образом, служит средством раз- вития и преобразования личности самого человека […15, 195–197]. В нашем случае основным объектом хозяйства являлась земля, и весь вопрос был в том, как интенсифицировать трудовую деятельность кресть- янина. Это должно было, по замыслу разработчиков столыпинской рефор- мы, не только благотворно отразиться на производстве и дать определен- ные политические результаты, но и развить у русского крестьянина опре- деленные нравственные качества (трудолюбие, уважение к собственности, консерватизм и т. п.). Предполагалось, что всего этого можно достигнуть, сделав земледельца полновластным хозяином земли. Противники реформы выступали против нее либо с позиций своего представления о политической целесообразности (марксисты), либо с по- зиций представления о частной собственности на землю и индивидуальном ведении крестьянами своего хозяйства как о несправедливости или неха- рактерном для русских традиций явлении (консерваторы, эсеры). К числу противников реформы принадлежал и великий русский писа- тель, мыслитель и общественный деятель Л. Н. Толстой. Его нельзя отне- сти ни к одному из этих лагерей, хотя у них и существуют некоторые точ- ки пересечения. В чем же видел цель реформ правительственный лагерь? Премьер- министр П. А. Столыпин, выступая в Государственной Думе 10 мая 1907 го- да с речью об устройстве быта крестьян и о праве собственности, говорил: «Где же выход? Думает ли правительство ограничиться полумерами и по- лицейским охранением порядка? Но прежде чем говорить о способах, нужно ясно себе представить цель, а цель у правительства вполне опреде- лена: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно же- лает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода…» [2, 93]. Целью правительства, по мнению его главы, является, таким образом, закрепление индивидуализма на основе частной собственности. В индиви-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=