ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
203 ное, что позволяет человеку сохранить себя в любых обстоятельствах. И он находит такое средство: «Свободен только тот, кому никто и ничто не мо- жет помешать сделать то, что он хочет. Такое дело есть только одно: лю- бить» (30 июля 1896 г.). «Любовь, по учению Христа, есть сама жизнь; но не жизнь неразумная, страдальческая и гибнущая, но жизнь блаженная и бесконечная». Та же мысль прослеживается и в романе «Воскресение». Мы находим её в размышлениях Нехлюдова об отношении людей друг к другу: «Все дело в том, что люди думают, что есть положения, в которых можно обра- щаться с человеком без любви, а таких положений нет. С вещами можно обращаться без любви…; но с людьми нельзя обращаться без любви, так же как нельзя обращаться с пчелами без осторожности. Таково свойство пчел. Если станешь обращаться с ними без осторожности, то им повре- дишь и себе. То же и с людьми. И это не может быть иначе, потому что взаимная любовь между людьми есть основной закон жизни человече- ской… С людьми можно обращаться с пользой и без вреда только тогда, когда любишь…» (Ч. 2, гл. XL) Любовь Нехлюдова и Катюши стала основой нравственного воскресе- ния героев, хотя пути их к духовному обновлению несколько различны. Нехлюдов ушел от живой любви к новой жизни, Катюша выбрала путь любви необычной. Роман необычно закончился и для него и для нее. Нехлюдова Толстой ценил за идею нравственного возрождения, Катюшу он горячо любил за ее страдания и в награду за них подсказал ей путь к новой жизни». В образе Катюши в романе выражены не только тема самопожертво- вания и страдания, но и столь важный для Толстого мотив прощения. В ре- зультате внутреннего преображения героини от полного отчаяния крика «Ты мной в этой жизни услаждался, мной же хочешь и на том свете спа- стись!» (Ч. 1, гл. XLVIII) она приходит к финальному «Простите…», кото- рое она «чуть слышно» (Ч. 3, гл. XXV) произнесет при расставании с Нехлюдовым. Мотив прощения связан в романе с проблемой становления личност- ного сознания. Прощает тот, кто сильнее другого, кто способен, преодолев в себе инерцию общепринятого, гордость, заносчивость, чувство обиды, обратить свой взор на другого человека, понять его муки, протянуть ему руку братской помощи. Князь Нехлюдов, размышляя о том, как искоре- нить зло, также приходит к выводу о необходимости прощения: «прощать всегда, всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких людей, которые бы сами не были виновны и потому могли бы наказывать или ис- правлять» (Ч. 3, гл. XXVIII). Сочувствие и сострадание, равенство при общении, любовь не только к другому человеку, но ко всему живому – все это, по Толстому, составля- ет основу гуманистических отношений между людьми, и в результате та-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=