ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

202 «Воскресение» имеет большой философский подтекст, который воз- вращает нас к вечным вопросам о смысле человеческого существования, о том, что же такое сама жизнь и человек в ее потоке. Важное место в романе занимает вопрос соотношения добра и зла – двух основополагающих ценностных категорий. Этой проблемы Толстой касается и в своих дневниках: «Очень легко знать, что добро и что зло са- мо по себе, но очень трудно решить это для людей, запутавшихся в добре и зле» (6 апреля 1895 г.). Корень зла Толстой видел в извращениях разумного сознания человека. В этой части своего религиозно-философских воззрений он близок к антро- пологии И. В. Киреевского, к его учению о «духовном разуме», о борьбе с «раздробленностью духа», о восстановлении «цельности» в человеке. Поиск гармонии в самом себе, воспитание Добра в своей душе – в этом заключается, по мнению Толстого, одна из важнейших целей чело- веческого существования. «Зло так сильно,– пишет он,– это весь фон… Если же признавать его, то оно все затянет, будет одно зло, и не будет кон- траста. Даже и зла не будет – будет ничего. Для того чтобы был контраст и чтобы было зло, надо всеми силами стремиться к добру». Отрицательные и положительные начала жизни в романе не изолиро- ваны друг от друга, а, напротив, часто взаимосвязаны. Они как бы включе- ны художником в сложную систему «отталкиваний» и «притяжений». В то же время прослеживается определенная закономерность в осмыслении Толстым взаимосвязи добра и зла: первое неизмеримо сильнее второго, рано или поздно оно одержит победу над ним. В «Воскресении» исследу- ются основные тенденции противоборства положительных и отрицатель- ных сил бытия, различные формы взаимодействия этих начал в русле та- ких философско-этических и эстетических вопросов, как сущность челове- ка, человек и природа, личность и общество. Писатель изучает различные формы взаимодействия отрицательных и положительных сил. В природе, как ему представляется, все разви- вается по законам целесообразности, а противоположные начала урав- новешены. Жизнь же общества остановилась в своем движении. Зло и эгоизм охватили все его сферы. Большая часть людей вынуждена по- чиняться законам насилия. Социальные условия нарушают в человеке то лучшее, что в нем есть, и человек избирает тип статичного, стандартно- го поведения. Но Толстой исследует не только процесс разрушения личности под воздействием отрицательных сил, но и ее «воскресение», пробуждение в ней внутренней и внешней активности, обретение ею гуманистического миросозерцания, ее сопротивление обстоятельствам, ее стремление, пусть иногда в неравной борьбе, утвердить непреходящие ценности жизни, свое право быть человеком. Писатель ищет средство спасения людей от душев- ного очерствения, от разрушения личности, от опасности потерять то важ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=