ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

201 Н. Фролова Тула, Россия ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТНОЙ СТРУКТУРЫ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ» Искусство Льва Толстого – великого реалистического писателя – не- отделимо от его мировоззрения. И ранние повести и рассказы Толстого, и большие романы его зрелой поры, и художественные произведения, написанные в старости, – с «Вос- кресением» в центре,– задуманы и созданы в страстных поисках ответов на те же вопросы, которые Толстой ставил перед собой в своих дневниках, в своей переписке, в статьях и трактатах на публицистические и философ- ско-религиозные темы. Толстой сравнивал писателя с человеком, идущим с фонарем; и там, где свет нужнее, говорил он, там он должен освещать, поэтому у писателя должен быть правильный взгляд на жизнь и сам он должен быть высокой нравственности. Особенно остро звучат философско-религиозные и мировоззренче- ские вопросы, поставленные Толстым в поздний период его творчества. Сложный перелом, произошедший в сознании писателя, кардинально из- менил его систему ценностей. В 80-е гг. внимание писателя привлекают религиозные сочинения. Он читает библию, евангелие и др. книги, изучая не только то, что связано с православием, но и выходя далеко за пределы христианства. И этот инте- рес не случаен: он напрямую связан с формированием новой структуры ценностей в сознании Толстого. Писатель приходит к выводу, что нравственные заповеди Христа от- крывают людям принципиально иное жизнепонимание. Немаловажно, что сама вера Толстого – это живое нравственное чувство, ответ на самый про- стой и одновременно самый главный вопрос жизни: что хорошо и что дур- но. «Когда я говорю Бог, – писал он, – я имею в виду добро». Эти взгляды Толстого вполне отразились в романе «Воскресение», ко- торый признан вершиной критического реализма, итогом идейных, нравст- венно-этических и эстетических исканий писателя. Первый набросок «Воскресения» построен по канве Коневского рас- сказа. Однако после перерыва в работе над ним, Толстой пересмотрел свой замысел. К моменту возобновления работы над романом писатель был по- гружен в решение религиозно-нравственных вопросов, его подкупала воз- можность показать в художественной форме красоту личного совершенст- вования. В то же время в Толстом не остывала страсть борьбы с социаль- ной несправедливостью, потребность обличения, которую усиливал каж- дый внешний повод, и естественно, что попытка продолжить роман в прежнем плане потерпела крах.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=